Урок-дискуссия в группе студентов-дизайнеров IV курса: «Экспертная оценка профессиональных проектов»

40
Денисова Оксана Владимировна,
преподаватель графики и живописи
ГБПОУ г. Москвы «Московский многопрофильный техникум им. Л.Б. Красина»,
denisova@teh-krasina.ru

Урок «Экспертная оценка профессиональных проектов» был проведен в форме профессиональной дискуссии. Многолетний профессиональный опыт подсказывал, что моделирование на учебном занятии ситуаций, имитирующих реальный технологический процесс, повысит творческую активность будущих дизайнеров, станет для них дополнительным мотивирующим условием.

В целом обучающиеся охотно согласись принять участие в учебном занятии. В первую очередь, это утверждение касается той части группы, которая выступала в роли дизайнеров-разработчиков проектов: им предоставлялась уникальная возможность воплотить и представить на суд коллег собственные профессиональные идеи без каких бы то ни было ограничений. В итоге комплект полиграфической продукции первой группы (календарь, упаковка, рекламный плакат, листовка) был посвящен коммерческому проекту «ДаблБи кофейня» и носил рекламный характер. Целью деятельности второй группы стало культурное просветительство – популяризация культуры Белоруссии среди населения РФ. Для этих обучающихся подготовка к учебному занятию началась с работы над изделием, в частности, с анализа социальных целей его создания. Графический дизайнер должен отдавать себе отчет в том, что его профессиональная деятельность может приносить как позитивные, так и резко негативные результаты. Например, в том случае, если дело касается рекламы недоброкачественных продуктов питания, лекарств, развлечений, наносящих вред психическому и физическому здоровью. Поэтому вначале необходимо было изучить суть вопроса, собрать, проанализировать и структурировать информацию по избранной теме. В презентацию участники каждой группы вставили слайд, содержащий обоснование актуальности избранной темы. В первом случае актуальность разработки полиграфического комплекта была связана с привлечением в кафе необычного молодежного формата новых посетителей, во втором – с необходимостью расширения кругозора соотечественников, популяризации культуры и традиций государства, граничащего с Россией, имеющего родственный менталитет и близкие традиции.

Далее обучающиеся, выступающие в роли дизайнеров, занимались разрешением технологических вопросов:

• подготовка ассоциативной карты и общей концепции изделия;

• создание эскиз-макетов;

• подготовка изображений (создание акварельного рисунка, работа с рисунком в растровой программе, работа с рисунком в векторной программе);

• поиск цветового решения;

• выявление тактильной составляющей и выбор бумаги;

• верстка;

• разработка конструкции календаря;

• разработка упаковки.

Завершающим этапом технологического процесса стало создание полиграфических комплектов.

Работа над изделиями велась группами во внеурочное время без участия преподавателя, но по его инструкции, согласно которой на учебном занятии требовалось представить не только полиграфические изделия, но и презентации, содержащие описание технологического процесса, характеристику целевой аудитории. Кстати, нужно отметить, что алгоритмы у обеих групп практически совпали. В целом обе презентации были логичными и информативными, к числу их недостатков можно отнести  наличие речевых и грамматических ошибок.

Завершая разговор о подготовке к занятию, нельзя не упомянуть о работе группы экспертов с ГОСТами на полиграфические изделия. Ее суть заключалась в выделении наиболее важных критериев оценки изделия с точки государственного стандарта и последующей разработке оценочного листа. Как и дизайнеры, эксперты выстраивали свою деятельность на основе инструкции преподавателя. На этапе подготовки к учебному занятию преподавателем также были созданы инструкции для критиков-оппонентов и потребителей, которыми они руководствовались в процессе аудиторной работы.

Важную роль в ходе занятия сыграл этап целеполагания, проведенный в форме эвристической беседы. Во вступительном слове преподаватель кратко охарактеризовал основное содержание деятельности на уроке и предложил обучающимся самостоятельно назвать цели и задачи урока. После непродолжительного обсуждения цель и задачи урока были сформулированы следующим образом:

Цель урока: Развитие навыков воплощения творческой идеи в профессиональном проекте.

Образовательные задачи:

• совершенствование навыков выбора графических средства в соответствии с тематикой и задачами проекта;

• активизация навыков построения, формообразования и создания целостной композиции;

• развитие навыков выбора материалов с учетом их формообразующих свойств.

Развивающие задачи:

• развитие эстетического вкуса;

• совершенствование коммуникативных навыков в процессе защиты проекта и участия в профессиональной дискуссии;

• развитие навыков самопрезентации;

• развитие толерантного отношения к критическим замечаниям и навыков корректного высказывания замечаний критического характера;

• развитие логического мышления, умения выстраивать аргументацию.

Воспитательные задачи:

• повышение мотивации к будущей профессиональной деятельности;

• совершенствование навыков деятельности в команде, в том числе развитие способности принимать на себя ответственность за деятельность всех участников коллектива.

Далее, критики и потребители получили инструкции по дальнейшей деятельности на уроке, а дизайнеры и эксперты продолжили работать с ранее полученными инструкциями. Таким образом, творчество и инициатива обучающихся органично сочетались с деятельностью по алгоритму. Урок прошел очень динамично, высокий темп работы был обеспечен благодаря четкому следованию регламенту, использованию в речи обучающихся терминов и унифицированных коммуникативных формул.

Прослушав выступление дизайнеров, эксперты в целом высоко оценили уровень предлагаемых полиграфических изделий с точки зрения соответствия его требованиям ГОСТ, были высказаны вопросы, касающиеся авторских прав на данную продукцию, а также отсутствия маркировок (кегель, материал и т.п.). Замечания критиков были связаны с четкостью изображений и фокусировки. Потребителей частично не устраивали эргономические качества продукта, в частности материал упаковки календарей.

Дефицит времени, безусловно, несколько сузил рамки дискуссии: обсуждение каждого проекта должно было занять не более получаса, при этом представление дизайнерских продуктов длились по 8–10 минут, выступления спикера каждой группы занимали не менее 3–4-х минут. Однозначно положительным моментом явилось то, что каждая группа не просто указывала на ошибки и недочеты, но предлагала свое альтернативное решение. Некоторые замечания безоговорочно принимались дизайнерами, некоторые – зачастую удачные – отвергались как несоответствующие общей концепции изделия. Важно отметить, что в ходе дискуссии практически не возникало эмоционально-психологического напряжения. В некоторой степени это можно объяснить использованием формул вежливости.

Проведение учебного занятия способствовало формированию у обучающихся следующих профессиональных компетенций, предусмотренных Федеральным государственным профессиональным образовательным стандартом по специальности 54.02.01 «Дизайн (по отраслям)»:

• осуществление процесса дизайнерского проектирования (ПК1.2);

• разработка колористического решения дизайн-проекта (ПК 1.4.);

• выполнение эскизов с использованием различных графических средств и приемов (ПК 1.5.);

• разработка конструкции изделия с учетом технологии изготовления, выполнение технических чертежей (ПК 2.3);

• применение материалов с учетом их формообразующих свойств (ПК2.1.);

• способность детально описывать все этапы технологического процесса (ПК 2.4.).

Формат дискуссии также обеспечил дальнейшее развитие метапредметных умений обучающихся:

• навыков получения информации из различных источников (текстовая информация – ГОСТ; звучащая информация – презентация дизайнеров) и ее последующее использование для достижения практических целей (участие в дискуссии);

• навыков логического мышления, необходимых для аргументирования свей позиции в процесс участия в дискуссии;

• навыков критического мышления, необходимых для оценки изделия;

• коммуникативных навыков: умения формулировать вопрос, использовать в речи профессиональную терминологию, корректно высказывать и принимать критические замечания;

• навыков выбора социальной роли и ее успешной реализации в ходе командной деятельности.

В заключение нужно отметить, что ролевая игра «Профессиональная дискуссия» не только вызвала положительную реакцию у обучающихся, но и стала импульсом творческой активности будущих дизайнеров. Об этом много было сказано самими ребятами на этапе рефлексии. Обучающиеся вновь и вновь возвращались к представленным полиграфическим продуктам, спорили, предлагали собственные концепции. Неравнодушие к проблеме – залог непрерывного профессионального роста и будущего успеха, и значит, формат урока был смоделирован правильно.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.