Использование платочков в различных видах деятельности детей старшего дошкольного возраста

106
Королёва Татьяна Николаевна,
инструктор по физической культуре (корпус 1332)
ГБОУ г. Москвы «Школа с углублённым изучением английского языка № 1246»,
Радченкова Алина Владимировна,
воспитатель (корпус 1332)
ГБОУ г. Москвы «Школа с углублённым изучением английского языка № 1246»,

В каждом доме и детском саду есть такой предмет как платочки. Разноцветные платочки – это универсальный методический материал, помогающий сформировать элементарные математические представления, закрепить умение ориентироваться в пространстве, расширить представления о свойствах окружающего мира, обогатить словарный запас ребенка.

Игры и упражнения с платочками способствуют развитию двигательных качеств, мелкой моторики, внимания, правильного дыхания, знакомят детей с основами безопасного поведения и здорового образа жизни.

Большим достоинством этого предмета является его многофункциональность, возможность поддержать детскую инициативу в индивидуальной и групповой работе в разных видах деятельности в детском саду в соответствии с ФГОС. А родители могут поиграть со своим ребенком с платочками дома, в машине, в автобусе или на прогулке.

В статье представлены различные упражнения и игры с платочками, которые используются в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Разноцветные платочки идеально подходят для использования на занятиях по физической культуре. Мы используем квадратные платочки размером 25 на 25 см четырех цветов – красные, желтые, синие, зеленые. Такие платочки удобны для детей, помогают закреплять знания основных цветов и умения ориентироваться в пространстве, так как в физкультурном зале имеется разметка на полу соответствующих цветов.

Данный методический  материал не зависит от программ, по которым обучаются дети, он может быть использован как педагогами  и родителями, так и в самостоятельной деятельности ребенка.

Комплекс общеразвивающих упражнений с платочками.

«Передача платочка»

1 вариант:

И.п.: платочек – в правой руке, руки в стороны, ноги на ширине плеч.

1–2 – передаем платочек в левую руку перед собой, руки в стороны.

3–4 – передаем платочек обратно в правую руку.

5–8 – повторяем движение.

2 вариант: передаем платочек за спиной.

3 вариант: передаем платочек по кругу – сначала перед собой, потом за спиной, вправо, а затем влево.

Фотография 1

При выполнении данного упражнения необходимо следить за правильной осанкой.

«Передача платочка под коленом или прямой ногой»

И.п.: платок в правой руке, ноги на ширине плеч.

1–2 – поднять левую ногу, согнутую в колене или прямую, передать платок в левую руку.

3–4 – поднять правую ногу, передать платок в правую руку.

Внимательно следим за осанкой – спина прямая. Ребята учатся согласовывать движения рук и ног.

«Наклоны вперед»

Задачи: развивать двигательные качества: силу, координацию, ловкость.

И.п.: ноги шире плеч, руки в стороны, платок в правой руке.

1–2 – наклон вперед, передаем платок в левую руку через «воротики».

3–4 – и.п.: платок в левой руке.

5–8 – передаем платок в правую руку.

Рисуем восьмерку вокруг ног. Колени не сгибаем.

Фотография 2

«Подними платочек»

Главная задача следующих упражнений — профилактика плоскостопия. В нашем детском саду больше половины детей имеют диагноз уплощение свода стопы.

И.п.: сед ноги врозь, упор сзади, платочек лежит на полу перед собой.

1–4 – согнуть правую ногу, поставить ее на платочек, поднять платочек пальчиками ноги.

5–6 – держим платочек.

7–8 – опускаем платочек на пол.

Повторяем то же самое левой ногой. Руками помогать нельзя.

Фотография 3

«Переложи платочек»

И.п.: то же.

1–4 – повторяем.

5–6 – сгибаем правую ногу, переносим ее через левую, кладем платочек на пол за левой ногой.

7–8 – правую ногу опускаем в и.п.

Повторяем левой ногой. Это упражнение сложнее. Не всегда получается выполнить его с первого раза. Но когда получается, ребенок испытывает большую радость и удовлетворение своими успехами.

«Собери фигуру»

И.п.: сед ноги врозь, платочек на полу перед собой.

Из квадратного платочка сделать треугольник, прямоугольник, маленький квадрат и т.д.

Фотография 4

Аккуратно складываем фигуры уголочек к уголочку.

Следующие упражнения направлены на профилактику заболевания глаз.

«Посмотри на платочек». (Упражнение для глаз)

И.п.: сед на коленях, платочек перед собой. Держим платок за уголочки перед собой на вытянутых руках.

1–4 – поднести платочек к глазам (близко).

5–8 – выпрямить руки (далеко).

Повторить 3–4 раза.

Фотография 5

«Провожаем платочек глазами».

И.п.: то же. Смотрим вперед, голова ровно.

1–4 – платочек в правой руке, руку отводим максимально в сторону, провожаем платочек взглядом, голова на месте, повторяем то же в левую сторону.

При выполнении этого упражнения главное, чтобы ребенок голову держал ровно, двигаться должны только глаза. Это очень полезное задание для современных ребятишек, много играющих в различные гаджеты.

Представляем самые любимые упражнения наших воспитанников для развития мелкой моторики – «Бантик» и «Фокус».

«Бантик»

Задачи: развитие мелкой моторики.

И.п.: сед на коленях, платочек на полу перед собой.

Закатаю я платочек – скручиваем платочек в колбаску.

Завяжу я узелочек – завязываем колбаску в узел.

Затяну его потуже – расправить аккуратно.

Бантик всем красивый нужен – девочки могут приложить бантик к волосам, а мальчики – вместо галстука-бабочки.

Фотография 6

Это упражнение мы не только выполняем руками, но и проговариваем все вместе.

«Фокус»

И.п.: сед на коленях, платочек на полу перед собой.

Левую руку сжимаем в кулак, накрываем его платочком. Указательным пальцем правой руки прячем платочек в кулак, пока он не исчезнет весь в кулаке. Это игра-фокус очень нравится ребятам. Можно повторить его с другой рукой. Левшам будет легче, правшам сложнее.

«Подбрось – поймай»

И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вниз.

Подбросить платочек вверх и поймать. Стараемся подбросить платочек как можно выше. «Парашютик»

И.п.: ноги на ширине плеч, платочек держим за уголочки перед собой.

Подуть сильно на платочек и отпустить его. Постараться, чтобы он улетел как можно дальше.

Фотография 7

«Цапля»

И.п.: стойка на одной ноге, руки в стороны, платочек в правой руке.

Фотография 8

Задание можно усложнить: стоя на одной ноге, передать платочек в левую руку и постоять еще 5 счетов.

С обычными платочками можно играть как на физкультурном занятии, так и на свежем воздухе. Это очень увлекательно. Предлагаем вам лучшие игры.

Подвижные игры с платочками

«За капитаном»

Задачи: развивать внимание, память, координацию, умение ориентироваться в пространстве, взаимодействовать со сверстниками, расширять представления об основах безопасного поведения, способствовать правильному выполнению заданий на построение, воспитывать нравственно-волевые качества и умение действовать в соответствии с правилами.

Правила: Дети делятся на 2 команды: команда желтых и красных платочков. В каждой команде выбирается или назначается сменный капитан. Под веселую музыку команды бегают, прыгают, танцуют. Музыка останавливается – дети должны выполнить задания:

1. Построиться за своим капитаном в шеренгу. Чья команда быстрее. Капитан встает первым и поднимает платочек вверх.

2. В колонну.

3. В круг.

Усложнение: задания выполняются по предложенной схеме. Карточки-схемы готовятся заранее. (Например: одна команда строиться у гимнастической скамейки, а другая – у шведской стенки в физкультурном зале или у любого другого ориентира на площадке на улице.)

«Разноцветные платочки»

Задачи: развитие быстроты, координации, внимания, умения ориентироваться в пространстве, собирать различные геометрические фигуры, воспитывать чувство дружбы, товарищества, и организованности, активности и уверенности в своих силах.

Правила: детям раздаются платочки разных цветов. Под веселую музыку дети передвигаются по залу. Музыка останавливается – дети должны выполнить задания:

1. Найти пару своего цвета.

2. Найти пару другого цвета.

3. Встать тройками одного цвета. (Зависит от количества игроков в команде).

4. Встать тройками другого цвета.

5. Из квадратных платочков одного цвета собрать на ковре прямоугольник (из 2-х платков), большой квадрат (из 4-х ).

Фотография 9

6. То же из платочков разных цветов.

7. Собрать из платочков домик, звездочку, корабль, ракету (из 2-х и более квадратных платочков).

Фотография 10

Дети учатся работать в команде, выполнять общее задание. Новые ребята быстрее адаптируются в коллективе.

«Ловишки с платочками»

Всем известная подвижная игра – только с другим предметом и усложненными заданиями.

Задачи: развитие быстроты, внимания, координации, ловкости, умения взаимодействовать со сверстниками, развитие математических способностей (повторить количественный счет, понятия больше, меньше, одинаковое количество). Закреплять навыки выполнения основных движений, развивать быстроту реакции и умение ориентироваться в пространстве.

Правила: Выбирается ведущий – ловишка, остальные игроки делают себе хвостики из платочка, заправив его за резинку шортиков. Задача ловишки:

1. Вытащить хвостики только одного цвета.

2. Вытаскивать все хвостики, а потом посчитать, сколько платочков одного цвета и сравнить количество – больше, меньше, одинаковое количество.

Нельзя держать хвостик рукой. Пойманные игроки выполняют какое-либо упражнение (приседания, стойку-равновесие, упор присев-упор лежа и т.д.).

«Угадай номер»

Задачи: развитие математических способностей (порядковый счет), внимания и быстроты реакции.

Правила: выбирается водящий. Дети выстраиваются в шеренгу, держат в руках платочки разных цветов. Водящий должен отгадать, под каким порядковым номером стоит играющий с желтым платком, синим, красным и т.д. Затем выбирается новый водящий.

«Платочек по кругу»

Задачи: развитие быстроты, внимания, фантазии.

Правила: с помощью считалки выбирается водящий, который становится в центр круга. Дети стоят по кругу близко друг к другу, у одного платочек в руке за спиной. По сигналу ребенок начинает передавать по кругу платочек своим друзьям вправо или влево. По сигналу передача останавливается, и водящий должен угадать, у кого платочек в руке. Если он угадал, ребенок с платочком выходит в цент круга и показывает любое упражнение с платочком. Все должны его повторить. Игра повторяется 3–5 раз.

Используя вышеуказанные упражнения и игры можно составить полноценное занятие по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста в зале или на улице.

С помощью платочков, можно научить ребенка составлять гармоничную цветовую композицию, развивать умение работать с мелкими деталями, компоновать их на тканевом платочке. Ребята располагают приготовленные заранее детали на своем платочке, наклеивают и составляют общую композицию из маленьких платочков.

Фотография 11

В игре «Какой звук» платочки красного и синего цвета помогут научить детей дифференцировать гласные и согласные звуки, различать их на слух. Педагог называет разные гласные и согласные звуки, а дети поднимают платочки, согласный звук синий платочек, гласный звук красный платочек. Например: А, О, Е, И, У, Я – красный платочек, В, Г, Д, П, Р, С, Б – синий.

Игра «Веселые слоги»

После того, как дети хорошо научаться определять гласные и согласные звуки, можно усложнить игру и попробовать определить местоположение гласного и согласного звука в слоге. Это поможет развивать представление о звуковом составе «слога». Педагог называет слоги с твердыми согласными, дети строят схему, обозначая гласный звук красным платочком, согласный звук синим платочком.

Фотография 12

С помощью разноцветных платочков можно классифицировать овощи, фрукты и ягоды по цветовому признаку. Перед игрой «Урожай» следует вспомнить, что поспевает осенью в садах, на грядках, в лесу. Такая игра помогает развивать внимательность детей в соотношении цвета платочка к овощам, фруктам, ягодам.

В свободное время можно предложить ребятам поиграть в игру «Передай платочек», которая поможет обобщить знания детей по темам: профессии, птицы, цветы, животные, деревья. Звучит музыка, дети передают платочек по кругу. Как только музыка заканчивается, ребенок, у которого остался в руках платочек, должен быстро ответить на вопрос воспитателя. Например, назови 3 овоща, 3 транспорта, 3 перелетных птиц, 3 зимующих птиц, 3 профессии, 3 дерева.

Дети очень любят петь в любом возрасте. С помощью игры «Дирижер» педагог учит детей согласовывать друг с другом темп, ритм и тембр при пении песни.

Сам педагог дирижер. Если дирижер поднимает платочек вверх, дети поют высоким тембром, если опускает вниз – низким тембром.

Игра «Что пропало?»

Очень важно, уже начиная со старшего дошкольного возраста, учить целенаправленно запоминать информацию, развивать внимание и кратковременную память детей. Педагог расставляет перед детьми одинакового размера игрушки. Просит детей внимательно рассмотреть их и постараться запомнить, затем закрывает одну игрушку и просит детей ответить «Что пропало?» или «Кто пропал?». Если ребята с легкостью справляются с этим заданием, его можно усложнить накрыть 2 или 3 игрушки или увеличить количество самих игрушек.

Для изучения и закрепления порядковых числительных, мы предлагаем использовать игру «Какой по счету». Дети делятся на 2 команды. 1 команда держит 6 разноцветных платочков. 2-й команде необходимо сосчитать платочки и ответить на вопросы:

Какой по счету желтый платочек?

Какой цвет у 6-ого платочка?

Сколько всего платочков? И т.д.

Фотография 14

Для лучшей ориентации ребенка в пространстве можно предложить ребятам поиграть в игру «Самолеты», где каждый ребенок почувствует себя пилотом и отправиться в воздушное путешествие в разные (правый, левый, верхний, нижний) уголочки неба.

Фотография 15

Игра «Обезьянка Дина» научит ребят в увлекательной стихотворной форме конструировать простые геометрические фигуры.

«На квадратной — квадратной полянке

Жила-была обезьянка.

Обезьянку звали Дина.

А где на полянке середина?

Прибежал к середине уголочек.

А к нему и второй, его дружочек.

Подтянулись ещё два брата.

Сколько углов у квадрата?

Получился конверт

В нём открытка.

На открытке блестящая рыбка!

А ещё значок квадратный!

Вот как сложен платок аккуратно»!

Фотография 16

По QR-коду и мобильному приложению Вы сможете увидеть в фильме разнообразные упражнения с цветными платочками на занятиях физкультуры и других видах деятельности.

Фотография 17

Вы также можете просмотреть фильм, перейдя по прямой ссылке.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.