Рубрики
Детское движение и ученическое самоуправление

Проектная деятельность как система повышения уровня знаний и включения ребят в коллективно-творческое дело (на примере работы интеллектуального клуба «Человек. Культура. Общество»)

В образовательной деятельности педагоги часто сталкиваются с проблемой низкой мотивации к обучению, связанной с непониманием для чего нужны, и где в реальной жизни могут быть применены знания, полученные на уроках. Для решения этой проблемы используется проектная технология.

0
Полюхин Александр Владимирович,
учитель истории и обществознания
ГБОУ г. Москвы «Центр образования № 1602»,
papirus100@rambler.ru
Васильева Ольга Анатольевна,
методист
ГБОУ ГМЦ ДОгМ,
vasilevaoa@mosmetod.ru

В образовательной деятельности педагоги часто сталкиваются с проблемой низкой мотивации к обучению, связанной с непониманием для чего нужны, и где в реальной жизни могут быть применены знания, полученные на уроках. Для решения этой проблемы используется проектная технология.

Важно выстроить систему проектной деятельности: актуальную и интересную для учащихся разного возраста, понятную и объективно оцениваемую всеми участниками образовательного процесса. Поэтому особое внимание уделяется выбору проблемного поля, интересующего ребят, и доведению проектов до конкретного образовательного продукта.

Рассмотрим технологию организации проектной образовательной деятельности подробнее.

Школьный проект, написанный учеником самостоятельно, – это не только сумма знаний, умений и навыков, а в большей степени собственная позиция, определенный вектор социализации ученика. Эта мысль легла в основу создания в 2012 году интеллектуального клуба «Человек. Культура. Общество», который успешно работает и имеет определенные позиции развития.

В состав клуба входят учащиеся 9–11 классов. Такой возрастной ценз обусловлен тремя причинами:

• возрастная психологическая зрелость и готовность воспринимать применяемые технологии (проектная деятельность, дебаты и т.п);

• начальная сформированность мировоззренческих позиций и взглядов;

• проектная деятельность является хорошим подспорьем при подготовке к государственной итоговой аттестации.

Работа клуба строится на групповой проектной деятельности. Такая форма работы дает навыки сотрудничества внутри группы. На каждом этапе работы, как правило, выявляется свой ситуационный лидер, и это дает возможность ребятам проявить себя и использовать свои лидерские качества в разных ситуациях. Для обучающей деятельности такая технология важна потому, что проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне вследствие участия в нем большего количества участников. В рамках проектной группы образуются подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент конкурентности повышает мотивацию.

Необходимо отметить, что ребята параллельно работе в интеллектуальном клубе проходят подготовку по спецкурсу (Приложение 1).

Работа над проектом в клубе начинается с предпроектной дискуссии. Ребята делятся на группы по интересам: аналитики (где участники выявляют проблему), техническая поддержка (готовят презентационные материалы для всех остальных групп) и группа экспертов, которые в форме диспута, дебатов или дискуссии проводят обсуждение проблемы и выявляют значимость, ценность проекта, а также вектор работы над ним. Деление на группы – произвольное, их состав мобилен, постоянно изменяется в зависимости от содержания рабочего процесса. Бывают ситуации, когда ребята не хотят входить в группу, где предстоит наиболее трудозатратная работа. В таких случаях вполне уместно применение авторитета педагога, который сможет убедить ребят принять участие в работе над проектом, взглянув на проблемное поле проекта с разных точек зрения.

На этом этапе работы на педагоге лежит большая ответственность, так как от первого стартового этапа зависит включенность и заинтересованность ребят в проектной деятельности, а значит и дальнейшей работе. Педагогу нужно учитывать индивидуальные психологические особенности каждого ребенка. По опыту, в отношении проектной деятельности, ребят можно поделить на две группы. Первая – это дети с несформированным отношением к жизненным проблемам, проявляющие индифферентность в любой сфере жизни, как личной, так и общественной. Как правило, такие ребята включаются в деятельность только в процессе контакта со сверстниками, в чем заключается ценность групповой работы.

Вторая группа ребят – рабочая и готовая воспринимать, откликаться, спорить и отстаивать свою точку зрения. Задача педагога в этом случае максимально расширить вторую категорию ребят и создать условия для комфортного взаимодействия обеих групп, чтобы начать продуктивную работу.

Очень интересен аспект выбора темы проекта. С позиции педагога, это малорегулируемый, достаточно спонтанный процесс, который обычно протекает двояко. Дети выступают с инициативой и предлагают тему для обсуждения самостоятельно. Педагогу при этом особенно важна морально-этическая сторона вопроса, поэтому необходимо на начальном этапе просеивать вопросы, интересующие ребят и выступать в роли цензора. С другой стороны, тему может предложить сам педагог, стараясь ненавязчиво, как бы невзначай, подводить к обсуждению некой темы, тактично передавая инициативу в руки ребят. Вне зависимости от того, на какой теме остановились учащиеся хорошо предусмотреть тематику, имеющую длительную актуальность и интегративный характер (Приложение 2).

Технология работы над проектом является традиционной. Во время проведения предпроектной дискуссии выделяется активная группа ребят в количестве до 4-х человек. Это оптимальный размер рабочей группы, в которой сотрудничество разновозрастных ребят является продуктивным. Далее проводится обычная работа по индивидуальному плану проекта, который контролируется педагогом и при необходимости корректируется. В течение работы возможны повторные собрания всех ребят клуба в том случае, если ситуация зашла в тупик. Дискуссии в этом случае очень полезны, так как коллективные обсуждения проблемы всегда приносят плодотворные результаты.

Оформляются и представляются проекты в разных формах. Мы использовали формы социального плаката, выступления с презентациями на школьных, окружных и городских научно-практических конференциях, социальной рекламы. В настоящее время ребята находятся на заключительном этапе работы над полноценным полнометражным документальным фильмом. Важным является информационное освещение результатов проектной деятельности. Проекты размещаются как на официальном сайте образовательной организации, так и на ресурсе социальных партнеров, как например районная газета «Ухтомский меридиан», в которой регулярно печатаются материалы, предоставленные интеллектуальным клубом.

Ребята, совместно с педагогом, находят достаточно широкую аудиторию для представления своего проектного продукта. Обсуждение проекта с внешкольным сообществом дает новые возможности для развития. Так, например, большой интерес у ребят дошкольного возраста вызвал проект «Наши права и ответственность». Суть этого проекта очень проста: это просмотр отрывков мультфильмов, которые вызывали у малышей неподдельный интерес и побуждали к обсуждению поступков героев. Поиск правильного решения в проблемных ситуациях имел для малышей познавательную функцию, а для ребят, которые организовали этот проект, неоценима была не только практическая составляющая реализации собственных знаний, но и оценка значимости деятельности незнакомой аудиторией.

Один из интереснейших проектов – «Большая тележка» – привлек внимание родительской общественности. Презентация исследований вызвала отклик не только у сверстников, но и у людей более старшего поколения. Ребята продемонстрировали исследования в области маркетинговых уловок, когда покупателей стимулируют, используя разные средства, покупать больше товаров, зачастую не нужных. В ходе работы над проектом ребятами были выработаны практические советы покупателям. Аудитория, которой был представлен проект, высоко оценила качество, а многие родители стали учитывать советы ребят.

Метод проектирования не является революционной технологией. Тем не менее, остается очень действенным и практико-ориентированным способом решения проблемы восприятия знания не как суммы статичных знаний, а как предлагаемый инструментарий методов, знаний и умений для решения проблемных жизненных ситуаций, получения в итоге реального, ощутимого результата. Ребенок получает внешний продукт (проект), который можно увидеть, осмыслить, применить на практике и внутренний результат – опыт деятельности, который станет бесценным достоянием учащегося, соединяющий знания, умения, компетенции и ценности. Эти и другие задачи, может решить человек, обладающий навыками проектной деятельности, которая развивается в рамках интеллектуального клуба «Человек. Культура. Общество».

Приложение доступно для скачивания по ссылке: https://drive.google.com/open?id=0B-zf1uS3l08gNTVlS2VhOXJZY0E.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.