Использование стандартов конкурса «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) для совершенствования качества педагогического образования в условиях колледжа

106
Белова Наталья Геннадьевна,
кандидат педагогических наук,
преподаватель
ГБОУ СПО г. Москвы «Педагогический колледж № 18 “Митино”»,
Шевченко Алевтина Евгеньевна,
Заслуженный учитель РФ,
методист
ГБОУ СПО г. Москвы «Педагогический колледж № 18 “Митино”»,
shevchenko.alevtina@mpc18.ru

Предметом рассмотрения нашей статьи являются вопросы модернизации образования. Эти вопросы мы обсуждаем в аспекте управления образовательной деятельностью, развития профессиональных компетенций с целью обеспечения качества и эффективности успешной социализации всех участников образовательных отношений.

В связи с реализацией ФГОС СПО у педагогического сообщества меняется понимание того, что является результатом обучения и как этот результат можно оценить. В профессиональном образовании, согласно требованиям ФГОС СПО, в качестве результатов освоения программы обучения выступают наборы компетенций общих и профессиональных. Они обозначают, что студент должен знать, уметь делать после завершения освоения учебной дисциплины, профессионального модуля или всей образовательной программы по специальности.

В последнее время у специалистов сферы образования (общего, профессионального) появилось понимание необходимости проведения оценки качества предоставляемого образования. Проведенный нами анализ выступлений и публикаций специалистов показал, что в международной и российской практике качество образования рассматривается в алгоритме осуществления 3 шагов: определение понятия «качество образования»; разработка инструмента и процедуры оценки качества; становление системы оценки и повышения качества образовательных систем.

Согласно № 273–ФЗ (ст. 2, п. 29), «качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия ФГОС, образовательным стандартам, ФГТ и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы». Обращаем ваше внимание на то, что Закон фиксирует возможность различия (несовпадения) между государственными требованиями (их определяет ФГОС) и потребностями общества. Таким образом, определяется необходимость изучения общественного заказа и качественного соответствия и ему тоже. Согласно № 273–ФЗ (гл. 3, гл. 12), оценивание качества образования может проводиться в ходе государственной и общественной аккредитации, мониторинга системы образования, самообследования, государственного контроля (надзора) в сфере образования.

Мы представляем педагогическому сообществу опыт участия в конкурсе «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). Использование принципов и стандартов WorldSkills (далее – WS) мы рассматриваем как инструмент независимой оценки качества педагогического образования и средство повышения его качества.

Независимая оценка качества образования признана в РФ на законодательном уровне с 2012 г. В № 273–ФЗ она отнесена к системе управления образованием. Согласно статье 95, независимая оценка качества образования (далее – НОКО) включает оценку качества подготовки обучающихся и оценку качества образовательной деятельности организации. Оценка качества подготовки предполагает получение информации об уровне освоения обучающимися образовательной программы или ее частей. Организации, осуществляющие НОКО, самостоятельно определяют условия, формы и методы проведения такой оценки.

Наш колледж проходил процедуру независимой оценки и получения профессионально-общественной аккредитации образовательной программы СПО «Дошкольное образование» в 2013 году. В 2015 г. нам представилась возможность попробовать другой инструмент: мы приняли участие в Московском отборочном чемпионате профессионального мастерства по стандартам WorldSkills по компетенции «Преподавание в младших классах» и стали специализированным центром города Москвы по этой компетенции.

WS International (далее – WSI) – это международная некоммерческая организация, основанная в 1950 г., и сегодня объединяющая 75 стран мира. WSI организует конкурсы профессионального мастерства, в которых принимают участие как молодые специалисты – студенты колледжей в возрасте от 16 до 22 лет (в качестве соревнующихся), так и известные профессионалы (в качестве экспертов, описывающих ключевые проверяемые навыки – skills, оценивающих выполнение заданий по специальным критериям). Целью проведения чемпионатов является повышение престижа рабочих профессий, привлечение молодежи в производственные секторы экономики, сферу услуг, совершенствование квалификационных стандартов по профессиям и специальностям с учетом российских и международных требований к профессиональным компетенциям. Еще одной из целей WS является создание широкого экспертного сообщества. Чемпионаты по стандартам WS позволяют преподавателям познакомиться с инновационными технологиями обучения и профессиональными стандартами международного уровня, тем самым осуществляя модернизацию системы образования в своей стране. Стандарты WS предполагают неукоснительное выполнение требований к проведению соревнований: публичность (соревновательную площадку могут посетить все заинтересованные лица); единство и равенство условий для всех участников; достаточную продолжительность соревнований по времени (16–22 час.); открытость тестовых заданий и критериев оценки; непредвзятость оценивания по критериям с использованием электронных систем подсчета.

Российская Федерация вступила в движение WSI в 2012 г. С января 2016 г. чемпионаты по стандартам WS в России официально получили новое название – «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). В мае 2016 г. на финал IV национального чемпионата «Молодые профессионалы» по 84 компетенциям соберутся победители полуфиналов в своих федеральных округах. Из числа победителей финала будет сформирован состав национальной сборной России для участия в Международных и Европейских чемпионатах WS International.

В октябре 2015 г. наш колледж стал площадкой проведения соревнований WS на Московском отборочном чемпионате профессионального мастерства по компетенции «Преподавание в младших классах» и участником этого же чемпионата по компетенции «Дошкольное воспитание» (на площадке Московского городского педагогического университета). К нам приехали 8 студентов из педагогических колледжей Москвы, Краснодарского края и Ярославской области. За три конкурсных дня колледж посетили 120 гостей – представителей учебных заведений СПО и ВПО из Москвы, Смоленска, Рязани, Зарайска, Пензы, Кургана, Рыльска, Лебедяни, Серпухова. Участники соревновались в выполнении заданий, представлявших основные виды профессиональной деятельности учителя: проведение урока и внеурочного занятия, проведение родительского собрания; самопрезентация в формате устного эссе, выступление на педагогическом совете, проведение занятия «Научу за 5 минут».

Фотография 1

Особенность конкурса по стандартам WS – это элемент вариативности в заданиях (до 30 %): конкретный учебный предмет и тему урока (занятия, собрания), возраст детей участники узнавали непосредственно перед выполнением задания. Эксперты Чемпионата проводили оценку деятельности конкурсантов по двум группам критериев – объективным (измеряемым) и субъективным (не измеряемым). Например, задание «Подготовка и проведение фрагмента урока по одному из учебных предметов» оценивалась по объективным критериям: соблюдение санитарных норм и правил техники безопасности; знание и учет возрастных особенностей младших школьников; владение методикой преподавания; разнообразие методов и приемов обучения; воспитательный потенциал урока; психологическая атмосфера урока. К субъективным критериям относилась оценка индивидуального стиля педагогической деятельности; оригинальности; эмоциональности. Гости чемпионата могли обсудить проблемы профессиональной подготовки по данной специальности на специально организованном Круглом столе, а также познакомиться с лучшими практиками, приняв участие в мастер-классах.

Фотография 2

В феврале 2016 г. два студента нашего колледжа приняли участие в региональном отборочном чемпионате профессионального мастерства WSR, проходившем в Ярославской области (Центральный федеральный округ), уже по двум компетенциям «Преподавание в младших классах» и «Педагог дополнительного образования» и были лучшими по сумме набранных баллов.

Любой конкурс является испытанием для его участников, а профессиональный конкурс – это двойное «испытание на прочность». Каждый понимает, что оценивают не только его компетентность, но и учебное заведение, компетентность педагогического коллектива, обеспечивающего подготовку конкурсанта. Поэтому подготовкой наших студентов-участников занималась команда профессионалов колледжа по отдельно разработанной программе. В программу входили блоки: планирование, организация подготовки, контроль подготовки, итоговый анализ результатов участия в конкурсе. Ниже кратко представлен каждый блок.

Планирование подготовки участника к конкурсу:

1. Определение целей подготовки (в соответствии с целями конкурса).

2. Психолого-педагогическая диагностика: выявление индивидуальных особенностей участника; определение уровня и дефицитов компетентности в требуемой области; выявление индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности и характера действующих мотивов.

3. Разработка концепции подготовки: определение содержания, объема и продолжительности.

4. Разработка пакета методических материалов для подготовки.

5. Определение критериев оценки эффективности подготовки.

Организация подготовки участника к конкурсу:

1. Определение основных направлений подготовки.

2. Создание творческой группы («тренеры») из числа высококвалифицированных специалистов.

3. Составление плана работы на период подготовки с указанием ответственных и промежуточных сроков контроля.

Контроль подготовки участника к  конкурсу:

1. Организация контактов между «тренерами» – участниками творческой группы по подготовке.

2. Контроль и отслеживание изменений в учебно-профессиональной деятельности участника. Корректировка модели его профессионального поведения.

Итоговый анализ результатов участия в конкурсе:

1. Анализ итоговых протоколов конкурса, наблюдений эксперта и самого участника с целью определения сильных сторон и дефицитов компетентности.

2. Обсуждение плана обогащения методического и технологического инструментария, сохранение позитивного в приобретенной стратегии профессиональной деятельности конкурсанта, корректировка негативных профессиональных установок.

3. Внесение предложений руководителям структурных подразделений колледжа по совершенствованию учебно-программной документации (прежде всего, разработка фонда оценочных средств), организации и проведения практик, промежуточной аттестации для всех студентов по конкретной специальности (компетенции в терминологии WS).

Итогом серьезной работы коллектива стало включение в сборную команду города Москвы для участия в финале чемпионата по стандартам  WSR в Центральном федеральном округе РФ (24–28 апреля 2016 г., Ярославль) двух студентов колледжа, которые будут соревноваться в компетенциях «Преподавание в младших классах» и «Педагог дополнительного образования».

А мы готовимся к проведению в июне этого года (дополнительно к защите выпускной квалификационной работы) государственного экзамена для выпускников колледжа по трем специальностям  в формате стандартов WS.

Список литературы:

1. Движение WorldSkills станет двигателем российского образования [Электронный ресурс] // WorldSkillsRussia. [Офиц. сайт]. URL: http://worldskills.ru/dvizhenie-worldskills-stanet-dvigatelem-rossiy/  (дата обращения: 11.04.2016).
2. Тарасова Н.В. ФГОС дошкольного образования: современный подход к оценке качества дошкольного образования [Электронный ресурс] // Видеохостинг «youtube.com». URL: www.youtube.com/watch?v=Vdxsz8Hs9AQ&feature=youtu.be (дата обращения: 11.04.2016).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования.
4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273–ФЗ (ред. от 23.07. 2013) «Об образовании в Российской Федерации».
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.