Рубрики
Профилактика детского травматизма

Зубков В.Г. Система профилактики детского травматизма в образовательном комплексе

Зубков Вадим Геннадьевич,
методист направления «Профилактика детского травматизма»
ГБОУ ГМЦ ДОгМ,
zubkovvg@mosmetod.ru
 

Актуальность. В современных условиях любая образовательная организация принимает определенные действия в обеспечении жизни и здоровья обучающихся. Образовательная деятельность предусматривает обеспечение безопасной среды для детей и педагогов. Проводя такую работу, образовательная организация планирует определенные мероприятия по различным направлениям в профилактике детского травматизма и должна стремиться к тому, чтобы избежать травмирования обучающихся.

К сожалению, не всегда удается избежать получения травм детьми. Это происходит и на переменах, и на уроках повышенной опасности, и в группах продленного дня, и, что самое удивительное, в дошкольных отделениях.

Проводя мониторинговые исследования выполнения профилактических мероприятий по профилактике детского травматизма, причин, приводящих к травмированию детей, установлено, что не всегда в образовательной организации функционирует в полном объеме система по профилактики детского травматизма и нарушается преемственность в этой работе на этапе дошкольное отделение – школьное отделение.

Любая система направлена на конечный результат, и частичное функционирование такой системы не может дать тот результат, который ставит перед собой система. Говоря о системе по профилактике детского травматизма в образовательном комплексе, мы должны понимать, что здесь конечный результат – отсутствие травмированных детей. И это во многом зависит от четкого распределения определенных обязанностей, как среди администрации, так и всех педагогических работников.

Проведение профилактических мероприятий в образовательной организации по созданию безопасных условий при организации образовательной деятельности обязательно должно выстраиваться как с обучающимися, их родителями, так и с педагогическими работниками.

Опасных факторов в образовательной организации и на ее территории, способствующих травмированию достаточно, – это не только территория самой образовательной организации, учебные кабинеты, но и нарушение условий безопасного пребывания учащихся в образовательной организации, куда можно отнести и порядок организации дежурств педагогических работников, и неудовлетворительную организацию учебно-воспитательного процесса и т.д. Система профилактики детского травматизма образовательной организации должна предусматривать формирование единого профилактического пространства путем объединения усилий всех участников профилактической работы образовательной организации. В дошкольных отделениях эта работа должна проводиться  по формированию определенных знаний у дошкольников по безопасности дорожного движения, по безопасности выполнения физических упражнений, по безопасному поведению в помещениях, а также особый акцент должен делаться на безопасности детей во время прогулок. Педагогические работники дошкольных отделений выстраивают эту работу в тесном взаимодействии с родителями, привлекая их к проведению различных мероприятий с детьми. Серьезное внимание в дошкольных отделениях отводится соблюдению санитарно-гигиенических норма и правил.

Процесс преемственности этой работы передается в школьные отделения и осуществляется на всех уровнях общего образования. С учащимися начальных классов проводится работа по профилактике детского травматизма на уроках, переменах, в группах продленного дня, при проведении спортивных и воспитательных мероприятий. В системе этой работы координатором обязательно должны выступать те педагогические работники дошкольных отделений, на которых локальным актом образовательной организации возложены обязанности по профилактике детского травматизма и обязательно во взаимодействии с классными руководителями. На основном и старшем уровне получения общего образования при проведении профилактических мероприятий всегда должны учитываться возрастные, психофизиологические особенности учащихся, их умение взаимодействовать друг с другом, знание о правилах поведения в образовательной организации, о тех или иных инструкциях по мерам безопасности во время образовательной деятельности. Профилактическая работа проводится так же, как и в дошкольных отделениях, под руководством ответственных за профилактику детского травматизма. Необходимо в эту работу вовлекать и классных руководителей, и педагогов дополнительного образования детей, и родителей, и представителей других ведомств.

Положительные результаты в функционировании системы по профилактике детского травматизма происходят тогда, когда эти системы возглавляют руководители образовательных комплексов или один из их заместителей, которому делегированы данные полномочия.

Примером работы такой системы по профилактике детского травматизма может выступать ГБОУ г. Москвы «Гимназия № 1576» (Северный административный округ города Москвы) и ГБОУ г. Москвы «Школа № 2000» (Южный административный округ города Москвы).

ВГБОУ г. Москвы «Гимназия № 1576» систему по профилактике детского травматизма осуществляют: педагог-организатор – Никитина Наталья Ивановна, старший воспитатель – Хайдукова Анна Вячеславовна, Березина Галина Васильевна, Гордюшкина Ирина Александровна, социальный педагог – Козлечкова Елена Ивановна, Калинкина Ирина Владимировна, ответственный за контроль, координацию и организацию деятельности школьного отделения – Бурдина Марина Константиновна, а также воспитатели и классные руководители.

Педагогические работники гимназии выработали стратегию в системе профилактики детского травматизма, сумели раскрыть потенциал большинства педагогических работников образовательного комплекса по организации и созданию условий для безопасного пребывания воспитанников и условий по профилактической работе среди учащихся в образовательной деятельности. В гимназии есть преемственность дошкольного и школьного отделений комплекса по проведению мероприятий по профилактике детского травматизма. Эта преемственность подтверждается такими темами мастер-классов: «Формирование безопасного поведения дошкольников», «Профилактика  травматизма в школьной среде», «Дорожная азбука в дошкольных отделениях», «Автогородок образовательной организации – основа безопасности дорожного движения», «Программа преемственности между школьными и школьными отделениями через профилактику детского дорожно-транспортного травматизма», «Паспорт дорожной безопасности – условие подготовки образовательной организации к новому учебному году».

В ГБОУ «Гимназия № 1576» в проведении работ по профилактике детского травматизма используются собственные разработанные дидактические и методические материалы по организации профилактических мероприятий с детьми, родителями. Для достижения результатов по снижению травмирования обучающихся в образовательной организации проводится работа с обучающимися различных национальностей (а их в комплексе более 22!), работа по организации безопасных перемен, профилактическая работа на уроках физической культурой и занятиях спортом и многое-многое другое.

Вся система по профилактике детского травматизма координируется заместителем директора ГБОУ «Гимназия № 1576» по воспитывающей деятельности Думанской Ириной Николаевной.

В ГБОУ «Школа № 2000» систему по профилактике детского травматизма возглавляет руководитель образовательного комплекса Шмачкова Татьяна Михайловна. Координатором этой работы во взаимодействию с ответственными педагогическими работниками по профилактике детского травматизма в дошкольных и школьных отделениях выступает Просова Оксана Юрьевна, специалист по охране труда и профилактике детского травматизма. В работе школьной системы по профилактике детского травматизма задействованы и заместители руководителя комплекса, учителя предметники, воспитатели, социальные работники, классные руководители. Педагогические работники ГБОУ «Школа № 2000» поставили перед собой цель помочь педагогическим работникам, ответственным за профилактику детского травматизма получить нужный результат в профилактической работе наиболее оптимальными способами, которые связаны с созданием системы профилактической работы с обучающимися, педагогами, родителями и добились в этом определенных результатов.

Серьезный акцент в системе этой работы делается в дошкольных отделениях через профилактику детской дорожной безопасности, безопасности воспитанников в помещениях и на территории дошкольных отделений, через строгое выполнение санитарно-гигиенических требований. Система преемственности в работе по профилактике детского травматизма выстраивается в школьных отделениях, где проводятся различные мероприятия по профилактике на уроках, переменах, спортивных и выездных мероприятиях. Большое внимание такой работе уделено в рамках образовательной деятельности в уроках «Физической культуры».

Главным условием работ по профилактике с учащимися на уроках и занятиях физической культурой и спортом выступают инструктажи по всем видам физкультурно-оздоровительной деятельности, требования к организации проведения уроков и занятий, актирование спортивной базы образовательной организации с подготовкой локальных актов, где отражаются все составляющие необходимые для проведения уроков и занятий.

Особое внимание в работе по профилактике детского травматизма уделяется творческим работам обучающихся, которые позволяют оценить жизненно важные знания по профилактике безопасности во всех сферах жизнедеятельности и в рамках образовательной деятельности на разных уровнях образования.

Мы не раз говорили, что именно грамотная организация, разграничения полномочий и компетенций разных уровней управления образовательной деятельностью в образовательной организации, применение инструктивно-методической документации, локальных актов позволит на должном уровне выполнить поставленные задачи по профилактике детского травматизма и исключить случаи травмирования обучающихся

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.