Массажные кольца

72
Степанова Светлана Николаевна,
воспитатель по ФИЗО ДО «Оленёнок»
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1747»,
Cмекалина Наталья Сергеевна,
учитель-логопед ДО «Оленёнок»
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1747»,
Силантьева Нина Григорьевна,
воспитатель ДО «Оленёнок»
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1747»,

Массажные кольца – это универсальное, многофункциональное игровое оборудование.

Фотография 1

Такое оборудование может быть использовано не только на занятиях для обучения детей в различных образовательных областях, но и в режимных моментах, а также в свободной деятельности. Эти яркие, пластичные и необычные на ощупь предметы очень привлекательны для детей, поэтому ребята могут играть с ними долгое время.

Массажные кольца необычны своими шипами, находящимися на поверхности, которые обеспечивают тактильную стимуляцию, воздействуют на нервные окончания и улучшают кровообращение.

На занятиях с ними можно выполнять такие упражнения, как сжимание, растяжение и скручивание массажного кольца пальцами и ладонями.

Фотография 2

Такие упражнения направлены на развитие мелкой моторики и стимуляцию активных точек на ладонях.

С помощью такого оборудования можно эффективно воздействовать и на поверхность стопы. Прокатывание стопами и топтание на массажном кольце обеспечивает глубокий точечный массаж рефлекторных зон стопы, а упражнения предназначены для профилактики плоскостопия.

Особая функциональность данного оборудования для педагогов в том, что дети могут выполнять массаж и активизацию точек на руках, ногах и спине самостоятельно.

На занятиях по развитию элементарных математических представлений массажные кольца могут быть использованы в качестве счетного материала, дети закрепляют знания о цвете, форме и величине.

В игре «Башня» дети развивают аналитические способности, сравнивают, группируют и находят отличия; закрепляют порядковый счет, цвет и понятия «право» – «лево».

Игра «Башня»

Из массажных колец дети строят башни разных цветов.

Далее предложить детям расположить башни в порядке возрастания или убывания. Можно задать следующие вопросы:

– Сколько всего башен? Посчитай.

– Какого цвета самая высокая башня?

– Какого цвета самая низкая башня?

Предложить сравнить 2 башни по высоте:

– Какая выше? Какая ниже?

– Сколько колец в одной? Сколько в другой?

– Какое число больше? Какое меньше?

Предложить детям посчитать башни по порядку:

– Какого цвета башня на 3 месте?

– На каком месте по счету желтая башня?

Вопросы могут быть различного содержания в зависимости от возраста, способностей, проходящего и усвоенного материала.

Развивая творческие способности и воображение, из массажных колец можно строить различные фигуры и предметы. Например: геометрические фигуры, гусеницу, башню, цветы, клумбы, солнышко, светофор, неваляшку и др.

Фотография 3

Фотография 4

Играя с массажными кольцами, также развиваются сенсорное восприятие, память, логика и мышление.

Например, в игре «Положи кольцо нужного цвета» воспитатель предлагает детям подобрать недостающее в ряду и линии кольцо нужного цвета.

Фотография 5

Воспитатель выкладывает на полу кольца в 3ряда (используя 3 цвета колец) или 4 ряда (используя 4 цвета колец) в таком порядке, чтобы они не повторялись по цветам. Одно место оставляет пустым.

Например:

1 ряд – красное, жёлтое, зелёное.

2 ряд – жёлтое, зелёное, красное.

3 ряд – зелёное, «пустое место», жёлтое. (Не хватает кольца красного цвета.)

После полного усвоения материала дети самостоятельно могут разложить весь квадрат по цветам.

Игровое задание «Собери бусы»

Игра проводится индивидуально или с группой детей, сидя на полу или за столом.

Это аналог всем известной игры «Продолжи ряд». В данной игре может задать образец цветовой последовательности колец как взрослый, так и ребенок.

Например:

Красное кольцо > жёлтое > жёлтое > зелёное > синее.

Детям предлагается продолжить цветовой ряд, согласно образцу.

Фотография 6

Особенно полезны массажные кольца для развития физических качеств ребёнка.

Во вводной части физкультурного занятия дети выполняют упражнения: ходьбана носках, выпадами, «Цапля», с кольцом на голове. Такие упражнения направлены на формирование правильной осанки.

Фотография 7

Фотография 8

Игровое задание «Покажи правильно»

Дети, в ходьбе по залу, выполняют словесную инструкцию воспитателя:

– кольцо перед собой;

– кольцо над головой;

– кольцо за спиной;

– кольцо в правую руку;

– кольцо вниз;

– кольцо в левую руку;

– положили кольцо на голову;

– положили кольцо на живот;

– около уха.

Задание направлено на развитие внимания и правильное выполнение словесной инструкции, без показа.

Выполняя различные общеразвивающие упражнения, укрепляется связочно-мышечный аппарат, развивается гибкость, равновесие, координация движений.

В таких упражнениях, как «Блинчики», «Прокатывания», «Вертушка», «Мотор», развиваются ловкость, моторика и владение предметом.

В заключительной части занятия массажные кольца с успехом используются в подвижных и эстафетных играх. Они развивают ориентировку в пространстве, внимание, сообразительность, взаимопомощь и чувство товарищества.

Подвижная игра «Найди свой цвет»

У детей в руках разноцветные массажные кольца.

Они бегают по залу и по сигналу (хлопок, свисток или «встань по цветам»), находят свой цвет или ребенка, у которого кольцо такого же цвета, собираясь тройками (парами).

В процессе усвоения воспитатель может менять и усложнять правила игры.

Например: дети меняются кольцами, собираются группами по цветам, собираются группами, что бы цвета колец не повторялись.

Для восстановления дыхания и пульса проводятся малоподвижные игры.

Малоподвижная игра «Передай кольцо»

Фотография 9

Дети с кольцом в руках становятся в круг и замыкают его с помощью массажных колец. Воспитатель даёт инструкцию, в какую сторону передать кольцо, вправо или влево.

По команде «Возьми кольцо» дети берут своё кольцо в две руки перед грудью.

По команде «Передай кольцо» дети передают кольцо рядом стоящему ребёнку из правой руки, в правую сторону. Важно, что бы дети передавали кольца одной рукой (правой или левой) и в одну сторону (вправо или влево). Массажные кольца передаются по кругу вправо или влево.

Далее повторяется команда «Возьми кольцо». Дети берут кольцо в две руки, перед собой.

Регулярное использование массажных колец в физкультурных занятиях укрепляет и тренирует мышцы всего тела, обеспечивает глубокий точечный массаж стоп и ладоней, оказывает общеоздоровительный эффект на весь организм, снижает утомляемость и скованность движений.

Для повышения интереса к занятиям с массажными кольцами можно использовать их в досуговой деятельности детей, для проведения праздников и других мероприятий.

Используя игровые задания с массажными кольцами в речевом развитии детей, можно закреплять, корректировать связную речь и обогащать активный словарь ребёнка.

Малоподвижная речевая игра «Булочная песенка»

Дети выполняют движение по тексту, сжимая кольцо в «батон», «бублик», «бантик».

Бублик – кольцо круглое. Батон – сжимают кольцо руками. Бантик – сжимают кольцо пальцами рук и держат одной рукой.

Были два приятеля:

Бублик и Батон.

Дети держат в руках кольцо, сжимают кольцо одной  рукой.

Ждали покупателя

Свободная рука под щеку, рука с кольцом под локоть свободной руки(имитируя ожидание).

Бублик и Батон.

Дети держат в руках кольцо, сжимают кольцо одной рукой.

Бублику понравился

Дети держат в руках кольцо.

Школьник в колпачке,

Кладут кольцо на голову.

А Батону – бабушка,

Сжимают кольцо одной рукой.

В бежевом платке.

Прикладывают к шее (имитируя бантик платка).

Бублик в ранец брякнулся

Дети держат в одной руке кольцо и резко наклоняются вперед.

И понесся вскачь,

Подскоки на месте.

А батон тихонечко

Сжимают кольцо одной рукой, указательный палец свободной руки подносят ко рту («Тссс…»).

В сетке кач да кач…

Садятся на корточки и покачиваются.

Бублик познакомился

Дети держат одной рукой кольцо, а вторую просовывают в кольцо, имитируя пожатие рук.

С горкой ледяной,

С четырьмя мальчишками,

Крутят кольцо в руках, сжимая ладонями и перебирая по окружности кольца.

С девочкой одной.

А Батон – с кастрюльками,

Сжимают кольцо одной рукой и обе руки ставят на пояс.

С теплым молоком,

Сжимая кольцо в руках, подносим ко рту, имитируем питье из бутылки.

С бородатым дедушкой,

Сжатое кольцо, держим одной рукой и подносим к подбородку, показывая бороду.

С рыженьким щенком.

Кольцо, скрученное бантиком, прикладываем к шее/ уху/хвосту – что выберет ребенок.

Игра направлена на обучение детей, сочетать речь с движением, выполнять движения согласно тексту, развивать моторику, воображение, память, умение слушать.

Речевая игра «Слушай, думай, выполняй»

Для игры необходимы: большое массажное кольцо, блоки Дьенеша (2 круглой формы, 2 прямоугольной и 2 квадратной формы разных цветов), массажные кольца среднего размера по количеству детей.

Фотография 10

Один вариант игры, когда педагогдает инструкцию, а ребенок кольцом среднего размера берет нужный блок и кладет его согласно инструкции:

• возьми круглый желтый блок и положи в кольцо;

• возьми синий прямоугольный блок и положи его под кольцом;

• возьми синий квадратный блок и положи его справа от кольца;

• возьми красный прямоугольный блок и положи его слева от кольца;

• возьми желтый квадратный блок и положи в кольцо;

• возьми красный круглый  блок и положи его над кольцом.

Другой вариант этой игры – когда один ребенок берет любой блок и сам выбирает, куда его положит (относительно большого кольца). А другой ребенок рассказывает, какой блок и куда положил его друг.

Игра направлена наразвитие умения слушать, понимать и выполнять сложную словесную инструкцию; учить дифференцировать предметы по форме и цвету, развивать умение ориентировки в пространстве, развитие связного высказывания, закрепление и использование в речи предлогов, развитие мелкой моторики рук.

В целом, массажные кольца – это интересное игровое оборудование, которое вызывает положительные эмоции и может быть использовано во всех возрастных категориях, а разнообразие деятельности с ними и цветовая гамма, увеличивает желание брать и играть с ними снова и снова.

По QR-коду и мобильному приложению Вы сможете наглядно увидеть в фильме развивающие задания и оздоровительные мероприятия с массажными кольцами.

Изображение 1

Вы также можете просмотреть фильм, перейдя по прямой ссылке.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.