Рубрики
Детское движение и ученическое самоуправление

Сотрудничество психолога с классным руководителем по сопровождению социализации и воспитания обучающихся

Воспитание – часть процесса социализации. Поэтому нам важно понимать, что это за процесс. В психологическом словаре находим следующее определение: социализация – процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

0
Гурьянычева Наталья Юрьевна,
педагог-психолог
ГАОУ ВО МГПУ Институт среднего профессионального образования им. К.Д. Ушинского,
Колледж «Дорогомилово»,
3150861@gmail.com

Воспитание – часть процесса социализации. Поэтому нам важно понимать, что это за процесс. В психологическом словаре находим следующее определение: социализация – процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. В социализации можно выделить две фазы: социальная адаптация, на которой происходит усвоение социального опыта, и интериоризация – включение социальных норм и ценностей во внутренний мир человека.

Среди всех воздействий, которые влияют на процесс социализации ребенка, можно выделить: стихийные, социально-регулируемые и педагогически регулируемые. Последние определяют педагогический компонент процесса социализации.

В процессе социализации решаются следующие педагогические задачи: формирование социальных потребностей, мотивов, интересов, проектирование социального поведения, создание условий для социальной деятельности, коррекция социального поведения.

Классный руководитель играет ключевую роль в процессе воспитания и социализации обучающихся, но при этом роль классного руководителя заключается скорее в лидерстве, чем в управлении. Граница между этими двумя понятиями часто проводится в мире бизнеса, но достаточно редко в сфере образования. Как видно из нижеследующей таблицы, управление – это попытка руководить людьми извне. Напротив, лидерство – это стремление дать людям возможность самим управлять собой.

Управляющие классом

Лидеры класса

подражают

проявляют инициативу

поддерживают «status quo»

вводят новшества

руководят

помогают раскрыть потенциал

ограничивают выбор

создают возможности

видят целесообразность

честны

реагируют

инициируют

скрупулезны

эффективны

говорят «как»

спрашивают «что»

недальновидны

мечтатели

основное внимание уделяют соблюдению правил

основное внимание уделяют людям

 

Таблица 1. Управление и лидерство

Большинство классных руководителей обучены технике управления классом, но лишь немногие научились быть лидерами в нем. Подлинное лидерство основано на убеждении, что способность к действиям возможна при наличии ответственности. Применительно к классу получаем четыре возможные модели, которые отличаются друг от друга коэффициентом ответственности.

Модель класса номер один. Коэффициент ответственности учеников – 0 %, учителя – 100 %. Классные руководители, поддерживающие эту модель, говорят следующее: «Если мы ослабим контроль, то наступит полный хаос».

Модель класса номер два. Коэффициент ответственности учеников – 100 %, учителя – 0 %. Классные руководители, поддерживающие эту модель, говорят следующее: «Детям присуща ответственность. Мы просто не должны мешать им».

Модель класса номер три. Коэффициент ответственности учеников – 50 %, учителя – 50 %. Эта модель строится на предположении, что ответственность – это предприятие с долевым участием. К сожалению, если что-то не ладится, то люди обычно считают, что в этом виноват кто-то другой.

Модель класса номер четыре. Коэффициент ответственности учеников – 100 %, учителя – 100 %. Эта модель предполагает, что каждый в классе полностью ответственен за происходящее и, что никто, кроме самого человека, не является причиной того или иного события.

Сама атмосфера в школе должна подчеркивать, что первопричиной каких-либо действий является личность. Ученики не хотят, чтобы ими управляли. Они хотят, чтобы их вели вперед.

В.Ф. Шаталов утверждал, что для того чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Хотелось бы остановиться на опыте создания такого «рассола» в нашем образовательном учреждении.

Основное назначение педагога-психолога – это психологическое сопровождение педагогического процесса. В словаре В.И. Даля дается толкование слова «сопровождать» – это значит идти вместе с кем-то в качестве спутника или провожатым.

В нашем колледже педагог-психолог и классный руководитель идут вместе следующим образом. Во-первых, педагог-психолог проводит серию семинаров для классных руководителей, на которых рассматриваются семь аспектов работы лидера. Лидер, в нашем представлении, это тот, кто: делится видением и вдохновляет;уделяет внимание результатам, процессу и взаимоотношениям; добивается оптимального вовлечения в работу; своим поведением настраивает на сотрудничество; разрабатывает пути решения и подходы к выполнению задания; раскрывает в других их лучшие качества; благодарит за вклад. Классные руководители знакомятся с инструментами для достижения согласия, с техниками мотивирования, эффективного взаимодействия и общения. Во-вторых, педагог-психолог оказывает классному руководителю большую помощь в работе с классом и с родителями. Помощь идет по трем направлениям: психологическая диагностика; коррекционно-развивающая работа с классом и с отдельными учащимися; психологическое просвещение учащихся класса и их родителей.

В каждом классе проводится «диагностический минимум». Изучаются познавательные процессы, эмоционально-волевая сфера, мотивационная сфера, коммуникативная сфера. Собранная информация доводится до классного руководителя и включает рекомендации: над чем следует работать, на что или на кого обратить внимание, какую работу провести. Диагностика позволяет наблюдать за личностным ростом учеников из года в год, дает основу для индивидуальной работы с обучающимися, у которых наблюдается спад в развитии.

Педагогом-психологом также проводится диагностика интересов обучающихся. Полученные данные позволяют ориентировать обучающихся в выборе кружков, в соответствии с их интересами и возможностями в свободное от занятий время.

Следующее направление деятельности психолога – коррекционно-развивающая работа. Коррекция может быть по итогам диагностического минимума, по просьбе классного руководителя – для решения проблем с учеником или классом в целом, для сплочения класса.

В нашем колледже психолог реализует программу «Общение». Программа знакомит с особенностями общения людей, развивает умение детей общаться друг с другом. Эта работа направлена на профилактику конфликтов, на формирование толерантности в общении с людьми.

Еще одно направление работы психолога – просвещение. Психолог проводит родительские собрания в классах по просьбе классного руководителя и по своему плану. Например, «Три кита учебной мотивации», «Особенности подросткового возраста». Оценить результативность совместной работы классного руководителя и педагога-психолога помогает мониторинг воспитательного процесса.

Мониторинг выступает системным способом оценки качества воспитательного процесса, способов и приемов воспитательного воздействия. Он позволяет адаптивно корректировать процесс становления личности, устранять негативные подходы, обеспечивать эффективность воспитательного процесса.

Для исследования эффективности воспитательной системы класса можно использовать следующие критерии:

• Уровень сформированности классного коллектива.

• Уровень развития ученического самоуправления класса.

• Уровень вовлечённости обучающихся в коллективно-творческую деятельность, в работу актива класса.

• Уровень состояния психического и физического здоровья учащихся, уровень воспитания ответственного отношения к состоянию своего здоровья.

• Уровень удовлетворённости обучающихся и их родителей воспитательной моделью класса.

• Уровень воспитанности учащихся.

• Уровень социального развития ученика (готовность и умение взаимодействовать друг с другом в различных жизненных ситуациях, брать на себя ответственность, проявлять инициативу, работать в группе).

• Уровень готовности к осознанному выбору профессии.

В качестве инструментария можно использовать следующие методы педагогической диагностики:

• информационно-констатирующие – беседа, анкета, тест, опрос;

• оценочные – оценка, самооценка, экспертная оценка, независимые характеристики;

• продуктивные – изучение продуктов деятельности, творчества воспитанников;

поведенческие – наблюдение, дискуссия, социометрия, анализ взаимодействия;

игровые методы.

Отслеживание уровня развития коллектива происходит по следующим признакам: движение к общезначимой цели, самоуправление в классе, дисциплина, общественное мнение, согласованность в работе, соотношение руководства и подчинения, дружба в коллективе, общение в свободное время.

Выделяют следующие уровни развития коллектива: допустимый, критический, недопустимый (Таблица 2).

Признаки

коллектива

Уровень развития признака

Допустимый

Критический

Недопустимый

Движение к общезначимой цели.

Большинство

Меньшинство

Есть сопротивление поставленной цели

Самоуправление.

Передается часть функций

Только при участии взрослых

Только при принуждении

Дисциплина.

У большинства

У меньшинства

Дисциплину держит только старший

Общественное мнение.

Большинство в результате разъяснения

Меньшинство

Полное безразличие

Согласованность в работе.

Нужно руководство классного. руководителя

Конфликтность

Согласованность в отрицательных поступках

Соотношение руководства и подчинения.

Большинство

Лишь те, кого выбирают постоянно в руководители

Часть учащихся не умеют подчиняться

Дружба в коллективе.

Доброжелательность в коллективе

Есть эпизодические конфликты

Есть отверженные в коллективе

Общение в свободное время.

Свободное групповое общение.

Ограниченные групповые привязанности

Конфликтность между группами

Таблица 2. Уровни развития коллектива [3]

Класс – это модель общества. Работая в команде, классный руководитель и педагог-психолог могут создать все условия и возможности для воспитания ответственного гражданина, развития лидерских качеств, самоактуализации личности растущего человека.

Список литературы:

1. Большой психологический словарь / Сост.: Мещеряков Б., Зинченко В. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004.
2. Кэнфилд Дж., Сикконе Ф. 101 совет о том, как повысить самооценку и чувство ответственности у школьников. М.: УРСС, 1997.
3. Мониторинг воспитательной работы в образовательном учреждении [Электронная версия]. URL: http://www.teacher-pro.ru/files/files%20users%20rab/monitoring_metodpismo.doc (дата обращения: 22.03.2016).
4. Рываева Л.В. Мониторинг процесса воспитания коллектива учащихся и пакет диагностик, социальная сеть работников образования [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования “nsportal.ru”. URL: http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2014/01/25/monitoring-protsessa-vospitaniya-kollektiva (дата обращения: 22.03.2016).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.