Использование физиоролла в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

158
Чегодаева Светлана Юрьевна,
инструктор по физической культуре ДО № 4,
ГБОУ г. Москвы «Школа № 709»,

Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает,

действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении!

Жан-Жак Руссо

Физиоролл – это модификация гимнастического мяча. Он представляет собой двойной фитболл, образующий устойчивый овальный ролл, по форме напоминающий арахис. Данная форма мяча обеспечивает большую устойчивость в одной плоскости по сравнению с фитболом, и прекрасно подходит для, выполнения упражнений на равновесие, укрепление мышц, поддерживающих правильную осанку, а так же для тренировки основных групп мышц. Упражнения на физиоролле у детей дошкольного возраста способствуют развитию координации движений, проведению профилактики и коррекции нарушений осанки, улучшению психо-эмоциональногосостояния ребенка. Разнообразные упражнения на физиороллах обеспечивают целенаправленное комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Оздоровительное влияние гимнастики на физиоролле достигается за счёт механической вибрации и амортизации физиоролла, что улучшает обменные процессы и кровообращение, а также лимфоток в позвоночнике, суставах и внутренних органах. При этом у ребенка укрепляются мышцы спины, пресса, формируется крепкий мышечный корсет и, как следствие, навык правильной осанки. Волны, возникающие при колебаниях физиоролла, передаются по всему позвоночнику к головному мозгу, вызывая у детей положительные эмоции при этом снимая напряжение.

Наряду с оздоровлением детского организма занятие на физиороллах имеют образовательное значение. Это приобретение нового двигательного опыта, воспитание физических качеств – силы, ловкости, быстроты, гибкости, выносливости, а также совершенствование координационных способностей и равновесия.

Кроме того, занятия гимнастикой на физиоролле позволяют решать воспитательные задачи. В первую очередь, это формирование мотивации к занятиям физическими упражнениями, так как ребёнок, во время выполнения увлекательных упражнений, удовлетворяет свою двигательную активность, получая чувство радости.

Основные средства гимнастики на физиоролле – это гимнастические упражнения и подвижные игры, которые могут выполняться с музыкальным сопровождением. Упражнения могут быть общеразвивающие и динамические. Общеразвивающие упражнения подготавливают организм детей к предстоящей физической нагрузке и включаются в начало основной части занятия. Они выполняются из разных исходных положений – стоя возле физиоролла, сидя, лёжа на груди, на спине. Это упражнения для всех частей тела – рук, ног, шеи, туловища.

Динамические упражнения направлены на укрепление мышечного и опорно-двигательного аппарата ребёнка, они направлены на воспитание физических качеств. При выполнении динамических упражнений, создаются условия для воздействия на отдельные мышечные группы, суставы, внутренние органы, что очень важно при работе с детьми, имеющими особенности в состоянии здоровья.

Основное отличие динамических упражнений от общеразвивающих заключается в отсутствии счёта.

Многофункциональные свойства физиоролла применимы в подвижных играх и играх эстафетах. Его можно использовать как предмет: прокатывать, переносить; как препятствие: обегать, перелезать, перешагивать; как опору на которой прыгают, сидят, лежат, а также как яркий ориентир в пространстве.

Физиоролл незаменим на занятиях лечебной физкультурой. На гимнастическом ролле детям полезно просто сидеть или лежать при помощи инструктора.

При выполнении упражнений и проведении подвижных игр и эстафет с физиороллами необходимо особое внимание правилам безопасности, создавать условия по охране здоровья и предупреждению травматизма дошкольников. Инструктору необходимо проверять перед занятием отсутствием предметов, которые могут создать травмоопасные ситуации. Формировать у детей навыки самостраховки и безопасного падения с ролла, а главное следить за тем, чтобы ни одно упражнение не причиняло детям боли и дискомфорта.

Варианты игр и упражнения с использованием физиоролла для детей старшего дошкольного возраста.

1. Общеразвивающие упражнения с физиороллом.

• И.п. сед на физиоролле верхом, руки на пояс.

1 – руки вверх-вдох, 2 – и.п. – выдох. (дозировка 5–6 раз)

• И.п. сед на физиоролле верхом, руки к плечам.

1 – поворот вправо, руки в стороны, ладони к верху, 2 – и.п.,

3–4 тоже в другую сторону (дозировка 5–6 раз).

• И.п. сед на физиоролле верхом, ноги врозь, руки на пояс.

1 – наклон к левой ноге, дотянуться до носка ноги, 2 – и.п.,

3–4 тоже в другую сторону (дозировка 5–6 раз).

Фотография 1

• И.п. сед на физиоролле, руки на ролле.

1 – наклон вперёд, обхватить колени руками, 2 – и.п. (дозировка 5–6 раз).

• И.п. сед на физиоролле, руки на пояс.

1 – правую ногу вперёд на пятку, руки за голову, 2 – и.п.,

3–4 тоже в другую сторону (дозировка 5–6 раз).

Фотография 2

• И.п. сед на физиоролле, руки на ролле.

Отталкиваться тазом от ролла вверх-вниз, ноги не отрывать от пола (дозировка 8–10 раз).

• И.п. стоя на правой ноге, левая нога, согнутая в колене, на ролле. Руки в стороны. Прокатываем ролл вперёд-назад на счет 1–4, стараемся удержать равновесие. Затем то же другой ногой.

Фотография 3

2. Динамические упражнения.

•  «Качелька». И.п. стойка на коленях, руки на физиоролле.

Перекатиться через физиоролл в упор на ладони и обратно (дозировка 5–6 раз).

Фотография 4

• «Бабочка». И.п. лёжа на физиоролле с упором на руки и ноги.

Руки в стороны с упором ногами о пол. Помахать руками (дозировка 5–6 раз).

Фотография 5

• «Гусеница». И.п. стойка на коленях, руки на физиоролле. Перекатиться через физиоролл в упор на ладони и передвигаться на руках вперёд и назад. (дозировка 2–3 раза).

• «Звёздочка». И.п. сед на физиоролле. Передвигая ноги вперёд, лечь на спину. Покачиваться вперёд-назад, руки в стороны (дозировка 2–3 раза).

•  «Силачи». И.п. лёжа на физиоролле с упором на руки, ноги на ролле.

Сгибать и разгибать руки в локтях (дозировка 2–3 раза).

• «Трамвай». И.п. сед на физиоролле на пятках, лицом к гимнастической лестнице, хват руками за рейку на уровне груди. Покачиваться на ролле вверх-вниз (дозировка 8–10 раз).

Фотография 6

• «Мост». И.п. упор сидя, голень на физиоролле. Принять упор лёжа сзади, зафиксировать положение. Вернуться в и.п. (дозировка 2–3 раза).

 

Фотографии 7, 8

3. Подвижные игры.

«Обеги круг». Игроки сидят на физиороллах в кругу. Два соседних игрока встают спиной друг к другу и по сигналу обегают круг в противоположных направлениях. Выигрывает тот, кто первый сядет на физиоролл.

Фотография 9

«Птички и кукушка». Дети – птички, физиороллы – гнёздышки, Выбирается ребёнок – «кукушка» – ведущий, у него нет «гнёздышка». Птички с гнёздышками располагаются на одной стороне зала. По сигналу или по команде «Птички полетели» дети передвигаются по залу вместе с «кукушкой», по команде – «птички в гнёздышки» игроки бегут к своим «гнёздышкам», «кукушка» старается занять любое «гнёздышко. Кому не досталось «гнезда» становится «кукушкой».

«Передай ролл». Дети строятся в две шеренги. Физиоролл у первого игрока. По команде игроки передают друг другу физиоролл. Игра заканчивается когда физиоролл окажется у последнего в шеренге игрока. Выигрывает команда, закончившая первой передачу физиоролла.

«Бег в парах». Дети стоят в парах. Первая пара детей, стоят лицом друг к другу. Берут физиоролл и по команде бегут боковым галопом до ориентира, обегают его и возвращаются к своей команде, передают физиоролл следующей паре.

Фотография 10

По QR-коду и мобильному приложению Вы сможете увидеть в фильме серию упражнений оздоровительной гимнастики, а также подвижных игр с физиороллами.

Изображение 1

Вы также можете просмотреть фильм, перейдя по прямой ссылке.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.