Полежака С.И. Интерактивные формы организации обучения на уроках истории в профессиональных образовательных организациях

73
Полежака Светлана Ивановна,
преподаватель истории и обществознания
ГБПОУ г. Москвы «Колледж малого бизнеса № 4»,
svetlanapolezhaka@mail.ru
 

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года третье место в рейтинге частоты упоминаний ключевых понятий занимают понятия «социализация», «социальный». Это означает, насколько важен в современном мире процесс социализации молодого человека в обществе.

В Федеральном законе воспитание представлено как деятельность по созданию условий для самоопределения и социализации обучающегося. Обучение – как целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией… по формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни. Из перечня общих компетенций 7 из 10 связаны с понятием «социализация» или предполагают формирование социально-значимых качеств личности, востребованной на современном рынке труда[1].

В 2012 году принята государственная Программа города Москвы на 2012–2016 гг. «Столичное образование». Основной задачей Программы является внедрение Московского стандарта качества образования, достижение обучающимися результатов, необходимых для их успешной социализации и работы в инновационной экономике[2].

Совершенно очевидна актуальность темы успешной социализации на рынке труда. Но решить ее, используя только традиционные методы обучения, в современных условиях невозможно. Сегодня образовательная среда должна быть перестроена для подготовки специалиста открытого ко всему новому, готовому к изменениям, к обучению и самореализации[5].

При подготовке конкурентоспособного специалиста активные методы обучения имеют большое значение, т.к. система обучения направлена на самостоятельное овладение студентами знаниями и умениями в процессе познавательной и практической деятельности. Интерактивные формы организации обучения на уроках истории в профессиональных образовательных организациях способствуют успешной социализации обучающихся в современных условиях рыночной экономики.

Поэтому перед профессиональными учебными заведениями сегодня ставится задача подготовки квалифицированного работника конкурентоспособного на рынке труда, готового к постоянному профессиональному росту, социальной мобильности. Задача современного педагога – организовать деятельность обучающихся, в ходе которой они самостоятельно добудут необходимые знания и через деятельность приобретут компетенции, необходимые в жизни. В Федеральном законе «Об образовании в РФ» подчеркивается: «К учебной деятельности не относятся: сидение, безмолвное слушание, беспрекословное следование инструкции, многократное повторение изученного»[1]. «Обучение через действие» – один из самых эффективных способов обучения и приобретения опыта. Интерактивные формы уроков являются составной частью концепции современного обучения как обучения – такого процесса познания, в котором знание добывается в совместной деятельности через диалог обучающихся между собой и преподавателем.

Главной целью образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Специалист должен быть открытым к новому, готовым к изменениям. Особое значение сегодня приобретает непрерывное образование. Важнейшей проблемой в решении этих задач является активизация познавательной деятельности обучающихся. В современных нормативных документах особое внимание уделяется общеобразовательной подготовке обучающихся, которая является фундаментом для формирования профессиональных компетенций обучающихся.

В связи с модернизацией российского образования меняются и подходы к обучению: на смену предметному приходит системно-деятельностный подход, который строится на включении обучающегося в саму деятельность, в результате чего происходит развитие самостоятельности и творчества обучающегося и формирование общеучебных компетенций. Нетрадиционные уроки строятся на совместной деятельности педагога и обучающихся[3].

Использование интерактивных методов обучения в преподавании общеобразовательных дисциплин на примере дисциплины «История»

Использование игрового моделирования.  Например:

1. «Черный ящик». Повторение по теме «Россия в середине и второй половине XVII в.». Варианты заданий: а) В 1648 г. в Москве произошло восстание, причиной которого стало недовольство населения повышением налога на этот продукт питания. В ящике находится то, что поможет вам назвать это событие (соль, Соляный бунт). б) В 1662 г. в Москве произошло восстание, причиной которого стало недовольство населения денежным экспериментом царя Алексея Михайловича. В ящике находится то, что поможет вам назвать это событие (медная монета, Медный бунт).

2. «Исторический снежный ком». Можно использовать при повторении. Задается тема, например, такая: «Куликовская битва». Первый участник игры называет имя героя, относящегося к теме (например, «Дмитрий Донской»). Следующий должен повторить сказанное, затем назвать слово, связанное по смыслу со сказанным, например: «Дмитрий Донской, Куликово поле». Следующий повторяет слова и добавляет свое: «Дмитрий Донской, Куликово поле, Непрядва». Получается длинный ряд, относящийся к определенной теме. Если участник игры ошибается или делает паузу, то выходит из игры. Победителем оказывается тот, кто останется последним и скажет всю цепочку слов.

2. В качестве итогового урока по теме «СССР в годы Великой Отечественной войны» возможно проведение игры между командами «Исторический  брэйн-ринг, посвященный Дню Победы».

Урок-дискуссия. Примеры использования метода. Тема: «Февральская революция в России. Приход большевиков к власти в России», вопрос об определении революции как неизбежного процесса в России? Революция или переворот? Тема «Строительство социализма в СССР: модернизация на почве традиционализма»: вопрос об индустриализации – оправдывает цель средства? Тема «Вторая мировая война»: дискуссия по оценке пакта Молотова-Риббентропа. Тема «СССР в период перестройки»: вопрос об итогах этого периода. Современный преподаватель истории практически на каждом занятии использует элементы дискуссии.

Проблемное обучение. Задание на оценку значения того или иного события:

1-я т. з.: Государственность на Русь была привнесена извне, варягами (так считают сторонники «норманнской теории»).

2я т. з.: Древнерусское государство возникло в результате внутреннего развития общества, социальных и хозяйственных сдвигов.

Задание на оценку роли личности в истории:

Опираясь на известные факты, дайте характеристику Ивана Калиты и тверского князя Александра. Разработана памятка – «Характеристика исторического деятеля».

Проектная деятельность

Одним из приоритетных направлений преподавателя истории является организация исследовательской деятельности обучающихся, позволяющая создать условия для саморазвития личности. Задания исследовательского характера: «Имена в нашей семье», «Награды в нашем доме», «Моя семейная реликвия», «Из папиного армейского альбома»,«Моя семья в годы ВОВ», «Моя семья в ХХ веке». Особенно эффективно участие обучающихся в студенческих конференциях.

Исследовательская деятельность это и анализ исторического документа. Уроки-практикумы позволяют развивать критическое мышление, умение анализировать информацию, сравнивать, делать выводы, выражать собственную позицию по проблеме.

Тема урока: «Реформы центральных органов власти при Петре I».

Цели урока:

1. Совершенствование умений и навыков работы с историческими источниками.

2. Сформировать свое мнение об императоре Петре I и проводимых им реформах.

Задачи урока:

1. Дать характеристику модернизации государственной системы России в начале XVIII века

2. Выяснить, какие изменения произошли в органах власти, сравнить государственное управление Российской империей XVII века с XVIII веком.

3. Продолжить работу c историческими документами – указами Петра I.

Общие компетенции, которые приобретут обучающиеся в ходе занятия:

– самообучение (получение информации о преобразования Петра I в государственной системе России из первоисточника);

– информационный блок (уметь составлять сравнительные характеристики);

– самоорганизация (уметь работать с первоисточником);

– коммуникативные навыки сотрудничества (работа в микрогруппа).

Семинарские занятия очень эффективны как для повторения материала, так и для внесения в урок элемента исследования. Например, семинарское занятие «Страх или свобода?», на котором обучающиеся дают ответ на следующий вопрос: почему фашисты сумели пройти тысячи километров до Сталинграда, а несколько сот метров, отделяющих их от Волги, преодолеть не смогли?

Самостоятельная работа. Обучающимся выдаются соответствующие рекомендации. Для эффективного проведения таких уроков разработано методическое пособие «Комплект практических работ по истории по изучению исторических документов».

Составлены: «Методические рекомендации к практическим занятиям по изучению исторических документов на уроках истории», «Как подготовить реферат по отечественной истории», «Памятки-алгоритмы для работы с историческими фактами и событиями», «Составление тезисов», «Как научиться конспектировать», «Как работать с учебной и научной литературой», «Планирование работы».

На уроках истории используется информационно-компьютерные технологии как средство активизации познавательного процесса. Таким образом, обучающиеся приобретают опыт публичных выступлений. Для оказания им помощи в представлении своих творческих работ составлены методические рекомендации: «Как быть Увиденным, Услышанным, Успешным?», методические рекомендации к проведению презентации.

Внеклассная работа имеет большое значение в процессе социализации обучающихся. Участия обучающихся в городских мероприятиях: в Олимпиаде по православной культуре «Алтарь отечества», музейно-исторических Олимпиадах, Всероссийском Фестивале исследовательских и творческих работ обучающихся «Портфолио» в газете «Первое сентября».

Групповые формы проверки знаний особенно эффективны. Для контроля над усвоением материала разработано методическое пособие «Контрольно-оценочные средства по истории для проведения промежуточной и итоговой аттестации». Также используются индивидуальные карточки для проверки теоретических знаний обучающихся.

Уроки взаимообучения. Такие уроки необходимы для развития у них самостоятельности, общительности, ответственности. Методика проведения урока взаимообучения следующая: 1. За одним столом должны быть обучающиеся равные по своей подготовке и по скорости работы. 2. Преподаватель представляет вопросы, на которые необходимо дать ответ. Для обучающихся необходимы рекомендации (инструкции): прочти пункт учебника; подготовь ответы на вопросы; помоги подготовиться соседу; ответь соседу и выслушай его, исправляя ошибки; сообщи о готовности; во время подготовки говори тихо. 3. Обучающиеся работают, преподаватель оказывает индивидуальную помощь. 4. Первые подготовившиеся отвечают педагогу. 5. Педагог назначает ассистентами тех, кто хорошо ответил материал, и указывает, кого они будут опрашивать. Ответившие плохо готовятся снова и пересдают материал. 7. Обучающиеся, освободившиеся от работы, могут получить подготовленные педагогом карточки с индивидуальным заданием.

Урок на основе групповой технологии может представлять собой работу в микрогруппах; зачет в парах. Цель – обучение умению работать в коллективе.

В связи с переходом на новые Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования, перечисленные формы организации учебной деятельности являются на сегодняшний день наиболее популярными среди педагогов среднего профессионального образования, так как способствуют удовлетворению потребностей личности в углублении и расширении образования и формируют ее социальную активность[4].

Развивающееся общество требует образованных, предприимчивых людей, которые могут самостоятельно принимать решения отличающихся мобильностью и обладающих чувством ответственности. Именно уроки истории и обществознания способствуют становлению социально успешной личности. Задача современного преподавателя – научить обучающегося учиться и помочь состояться молодому человеку. Потому что процесс социализации непрерывен и продолжается в течение всей жизни человека. Частью процесса социализации является воспитание и обучение. Поэтому успешная социализация обучающихся должна быть основной идеей каждого образовательного учреждения. Успешная реализация этой идеи может осуществляться только одним способом – созданием для ученика условий свободы, творчества, уважения каждого отдельного ученика и совместное взаимодействие с ним. Только через деятельность и активные формы обучения, когда обучающийся непосредственно вовлечен в процесс, возможно удовлетворить потребности личности в углублении и расширении образования для успешной социализации на рынке труда.

Презентация к уроку доступна по ссылке.

Технологическая карта урока – в приложении.

Приложение доступно для скачивания по ссылке.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012–2016 гг.) Развитие образования города Москвы («Столичное образование»).
3. Алексашкина Л.Н. Деятельностный подход в изучении истории в школе // Преподавание истории и обществознания в школе. 2005. № 9.
4. Педагогические технологии в профессиональных учебных заведениях / Т.Ю. Ломакина, М.Г. Сергеева. М.: Наука, 2008.
 
Интернет-ресурсы: 
 
1. Актуальные задачи современной модели образования. Приоритеты, цели и этапы формирования и реализации современной модели образования на период до 2020 года. URL: http://www.mon.gov.ru (дата обращения: 11.03.2016).
 
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.