Рубрики
Детское движение и ученическое самоуправление

Реализация программы воспитывающей деятельности в классном коллективе

Стремительно меняется время, меняется действительность и отношения между людьми. Социальные преобразования, происходящие в современном российском обществе, актуализируют такую задачу, стоящую перед системой образования, как формирование ценностных основ воспитания на основе общественного согласия, приоритета мира и толерантности.

0
Жоголева Оксана Михайловна,
учитель географии
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1726»,
vom1970@mail.ru

 

Стремительно меняется время, меняется действительность и отношения между людьми. Социальные преобразования, происходящие в современном российском обществе, актуализируют такую задачу, стоящую перед системой образования, как формирование ценностных основ воспитания на основе общественного согласия, приоритета мира и толерантности.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. «…Современному школьнику необходимо уже в условиях обучения необходимо готовиться к тому, чтобы стать социально активным членом общества, компетентным в различных сферах жизнедеятельности, получить опыт эффективного общения и уметь гибко строить отношения с социальными партнерами [4], овладевать«…коммуникативными навыками, умением решать нестандартные задачи, быстро переучиваться в случае необходимости и т. д.».

«Школьный возраст является важным периодом процесса формирования данных социальных компетентностей. Образовательная деятельность, неотделимо совмещающая процессы воспитания, обучения и развития личности, направлена на развитие персональных качеств обучающегося и социальной компетентности» [4].Все это предоставляет возможность современному педагогу четко определить, и умело реализовать цели и задачи воспитания. Классный коллектив – это, прежде всего, отношения между учениками, родителями, учителями. Эффективной работа классного руководителя будет лишь тогда, когда у него есть программа воспитывающей деятельности, в которой сформулирована основная цель, и вытекающие из нее задачи, когда поэтапно, через деятельность, будет формироваться коллектив, а в нем воспитываться личность.

Формирование и развитие личности ребенка происходит в деятельности, и чем разнообразнее и насыщенней будет эта деятельность, тем больше будет условий для формирования ценностно-мотивационного отношения к окружающей действительности. Коллективные-творческие дела в школе – это неотъемлемая часть воспитывающей деятельности, как на уровне класса, так и на общешкольном уровне.

Коллективно-творческое дело поможет сплотить коллектив детей и родителей, открыть для себя новые грани содержания личности друг друга, сформировать мировоззрение. Это достаточно длительный процесс. Если у педагогического коллектива, родителей единые взгляды, то поставленные задачи будут достигнуты. Для создания коллектива из группы ребят недостаточно одного плана работы с фиксацией в нем выполненных пунктов, нужна программа воспитывающей деятельности.

От плана воспитательной работы программа отличается тем, что в ней обязательно должны отражаться параметры, обосновывающие: а) почему в работе с данным классом выбраны именно эти направления деятельности; б) какая логика лежит в основе намеченной работы и чем она обосновывается; в) как именно будут проходить подготовка и проведение различных видов и форм работы (с коллективом в целом, органами самоуправления, родителями, педагогами и общественностью).

При планировании работы классному руководителю необходимо учитывать: 1) результаты предыдущей работы и выводы, полученные в ходе ее анализа; 2) воспитательные и организационно-педагогические задачи; 3) материалы, педагогические и методические рекомендации по работе с учащимися и классным коллективом, родителями; 4) передовой опыт организации воспитывающей деятельности; 5) возможности родителей и общественности; 6) воспитательный потенциал социального окружения школы, предприятий, культурных учреждений; 7) традиционные праздники в течение учебного года; 8) события и факты, связанные с жизнью страны, города; 9) события, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей; 10) традиции школы и классного коллектива; 11) мероприятия, проводимые ближайшими культурными учреждениями; 12) планы школьного коллектива; 13) предыдущие планы работы классного коллектива и классного руководителя.

Программа – широкое понятие, обозначающее стратегию достижения результата. Программа воспитывающей деятельности – гибкая, ради достижения целей отдельные её пункты могут изменяться и адаптироваться под реальные условия школы и особенности классного коллектива. При этом она может иметь несколько планов, выполняемых параллельно.

Программа воспитания и социализации обучающихся в классном коллективе является продолжением школьной программы воспитывающей деятельности и социализации в рамках основной образовательной программы согласно ФГОС.«…Обратимся к тексту ФГОС среднего (полного) общего образования. Значимость проблемы формирования социальной компетентности обучающихся подтверждается следующими извлечениями из документа.

1. Стандарт направлен на обеспечение:

– воспитания и социализации обучающихся, их самоидентификацию посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления, в том числе через реализацию образовательных программ, входящих в основную образовательную программу;

– развития государственно-общественного управления в образовании.

2. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника»)» [4]:

Рисунок 1

3. Требования, установленные стандартом к личностным результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме» [4].

Цель разработанной программы воспитывающей деятельности: воспитание всесторонне развитой, интеллектуальной, нравственной, конкурентоспособной личности, способной найти свое место в современном мире. Из данной цели вытекают следующие задачи: 1. Воспитывать в детях высоконравственные черты характера. 2. Развивать в детях инициативу и творческие способности, поддерживать талант, способствовать развитию у детей художественного вкуса. 3. Способствовать самореализации личности и выбору будущей профессии. 4. Развивать умения критически оценивать свои поступки. 5. Научить процессу здорового повседневного проживания индивидуальной жизни в различных условиях.

Ключевая идея воспитательной системы класса – развитие классного коллектива через изучение личностных качеств учащихся, особенностей характера, овладение основами коммуникативной культуры, индивидуального и коллективного творчества.

Принцип построения программы –поэтапное решение задач на каждом возрастном уровне:

Содержание программы воспитывающей деятельности реализуется поэтапно с 5 по 11 класс, от изучения личностных качеств обучающихся в 5 классе, в период адаптации к основной школе, до формирования способности к самоанализу и самосовершенствованию у обучающихся старших классов (Приложение 1).

Рассмотрим более детально каждый этап формирования личностных установок обучающихся:

1 этап: 5 класс. Изучение особенностей личности учеников. Адаптация детей к средней школе. Психологическая диагностика. Изучение возрастных особенностей. Формирование коллектива класса. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации к условиям средней школы. Мониторинг отношения учащихся к учебной работе. Методический поиск.

2 этап: 6 класс. Самоорганизация.Создание единого творческого коллектива детей, родителей и учителей. Создание концепции воспитательной работы в классном коллективе. Мониторинг отношения учащихся к учебной работе. Сплочение родительской общественности класса вокруг учебно-воспитательного процесса. Коллективные творческие дела, защита проектов и их реализация.

3 этап: 7 класс. Самоопределение. Включение личности ребенка через коллектив в социально значимую деятельность по интересам и способностям в учебной, внеклассной и внешкольной жизни. Выявление сфер социально-значимой деятельности детей. Коллективные творческие дела, защита проектов и их реализация.

4 этап: 8 класс Самореализация. Защита проектов творческими группами по организации ЗОЖ, развитию общей культуры и решению социальных проблем. Коллективные творческие дела, защита проектов и их реализация. Развитие толерантности в общении, оказание помощи в разрешении возникающих конфликтов и в стрессовых ситуациях

5 этап: 9 класс Самоутверждение. Работа по индивидуальным образовательным траекториям и программам саморазвития. Профильное самоопределение и планирование работы по его осуществлению. Организация практической деятельности. Подготовка к итоговой аттестации.

6 этап: 10 класс. Самоанализ. Корректировка и углубление работы, начатой в 9 классе. Расширение зоны саморазвития через практическую деятельность. Использование Интернет, расширение сферы общения и деятельности. Развитие творческого потенциала учащихся.

7этап: 11 класс Самосовершенствование. Проектирование ипланирование жизненного пути. Поиск возможных вариантов места работы и заключение договоров. Использование Интернет, расширение сферы общения и деятельности. Знакомство с учебными заведениями, производственными объектами.

Для каждого возраста подобраны психолого-педагогические характеристики. Рассмотрим это на примере второго этапа формирования личностных качеств. Второй этап –6 класс. Обучающиеся уже успели адаптироваться к «большой» школе, проблемы пятого класса смягчены. Значимой становится любая деятельность, в которой можно проявить самостоятельность и взрослость, поэтому важно создавать условия, в которых они могли бы не казаться, а в какой-то степени быть взрослыми. Групповое общение становится разнообразным и выходит за рамки учебы, если в классе и в школе не происходит ярких событий, то подростки начинают их искать вне школы. В этом возрасте у детей происходит разделение интересов: у девочек – это мода, косметика, кумиры, а у мальчиков – спорт, компьютеры, свои мужские кумиры. Главный мотив общения – быть вместе, но прослеживается четкая половая дифференциация – разобщенность между быстро взрослеющими девочками и отстающими от них мальчиками. Очень неустойчивые межличностные отношения: сегодня дружу, завтра – ненавижу, и все сначала. Младший подростковый класс стремится обрести свое «собственное лицо» в школьной семье, самоутвердиться и адаптироваться в ней. Наряду с этим идет индивидуальное обособление: девочки стараются выделиться среди одноклассниц, а ребята – в своей мальчишеской среде. Не менее важной должна оставаться учебная деятельность мотивированная и значимая.

Путь достижения целевых ориентиров и перспектив в классном коллективе — это коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер. Основу этой деятельности составляет годовой круг традиционных школьных дел: День знаний, туристический слет, Новогодний праздник, День Победы, День здоровья, участие в социально-значимых акциях, проектах и др. Реализация программы воспитания осуществляется по всем направлениям с учетом психолого-педагогических особенностей и оказывает воспитательное воздействие, как на весь коллектив учащихся, так и на отдельно взятую личность ребенка (Таблица 1).

Таблица 1. Направления и формы воспитывающей деятельности.

Направления работы  в 6 классе

Формы работы.

1. Расширение представлений о человеке.

1. Ролевые игры.

2. Диспуты.

3. Конференции.

4. Беседы.

2. Развитие процесса саморегуляции.

1. Психологические тесты «Познай себя», «Я – реальное, Я – идеальное» вместе с психологической службой школы.

2. Ролевые игры.

3. Работа над портфолио раздел «Я успешный ученик», «Я – и моя семья».

3. Культура поведения и этикет.

1 Классные часы.

2.Конкурс знатоков этикета.

3. Игры-упражнения.

4. Здоровый образ жизни.

1. Беседы и встречи с медицинскими работниками.

2. Классные часы.

3. Турпоход с родителями.

4. Выпуск антиреклам и санбюллетеней.

5. Участие в спортивных соревнованиях.

5. Развитие творческого потенциала и коллектива класса.

1. Конкурсы «А ну-ка, парни!», «Мисс класса».

2. Викторины.

3. Участие в предметных неделях.

4. Конкурс изобретателей и фантазеров.

5. Участие в общешкольных мероприятиях.

6. Патриотическое воспитание.

1. Работа в школьном музее.

2. Встречи с ветеранами.

3. Посещение исторических и военных музеев.

Особую роль в реализации воспитательной системы играет самоуправление учащихся. Ученическое самоуправление – управление жизнедеятельностью школьного коллектива, осуществляемое учащимися, основанное на инициативе, самостоятельности, творчестве, совершенствовании собственной жизни, чувства ответственности, взаимопомощи и организаторских способностей школьников. Развитие навыков самоуправления осуществляется через систему постоянных поручений. Каждый ученик отвечает за работу одного из направлений, координирует и направляет работу которых, совет класса. Практическая деятельность в составе одного направления способствует становлению самостоятельной и творческой личности.

Основными мероприятиями, направленными на реализацию программы воспитывающей деятельности являются следующие:  ежегодная разработка педагогом-организатором совместно с классным руководителем плана воспитательной работы, с дальнейшим обсуждением на методическом и педагогических советах и утверждением директором; обсуждение вопросов воспитательной работы школы на педагогических советах; организация работы методического объединения классных руководителей; педагогические исследования в целях совершенствования и корректировки воспитательной работы.

Контроль реализации программы осуществляет администрация школы в форме обязательного присутствия на всех общешкольных и некоторых классных мероприятиях, проверки документации, собеседований и др. Результаты контроля обсуждаются на педсоветах, совещаниях при заместителе директора и директоре.

Критериями оценки работы классного руководителя по социально-педагогическому сопровождению учащихся являются следующие (Таблица 2).

Таблица 2. Критерии оценки работы классного руководителя.

Критерии

Показатели

Уровни

1. Социально-педагогической помощи (реальное содействие учащимся в преодолении возникших проблем);

– словесная помощь (беседа),

– помощь действием (непосредственное участие в проблеме),

– консультативная помощь (совет, предложение, анализ);

Низкий:

– классный руководитель не мотивирован на социально-педагогическое сопровождение,

– выполнение воспитательной работы осуществляется формально,

– классный руководитель не проявляет заинтересованности в повышении компетенции по социально-педагогическому сопровождению, видит только мотивированных детей.

2. Социально-педагогической поддержки (опора на наличные и потенциальные возможности ребенка);

– словесная поддержка (вербальная),

– совместная деятельность с учащимися (проектная),

– невербальная поддержка (мимика, жесты, кивок);

Средний:

– классный руководитель знает, представляет, может осуществлять социально-педагогическое сопровождение, но делает это без позитивной мотивации,

– проводит, организует, но не проявляет энтузиазма,

– проявляет интерес к социально-педагогическому сопровождению, поставленные задачи выполняет, но без творчества.

3. Социально-педагогического сопровождения (ориентация на индивидуальные особенности учащегося, на проявление его самостоятельности, самоопределения, самоактуализации)

– научение учащихся самостоятельным действиям,

– разрешение проблемной ситуации учащимся,

– эмоциональный комфорт и социальная адаптация.

Высокий:

– классный руководитель видит потребность в социально-педагогическом сопровождении каждого учащегося (мотивирован), понимает необходимость данной деятельности,

– организует, сопровождение детей, видит каждого ребенка,

– подходит к социально-педагогическому сопровождению творчески, стимулирует детей.

В процессе реализации представленной программы воспитывающей деятельности ожидаются следующие результаты: приобретение учащимися знаний, умений и навыков по планированию и организации разнообразной деятельности; формирование культуры здорового образа жизни; сплочение коллектива детей, занятых интересующей их деятельностью, активных, творческих, общительных; социализация личности, формирования у неё активной жизненной позиции; развитие лидерского потенциала; формирование нравственных качеств личности: коллективизма, ответственности, заботы о младших, об окружающей природе; формирование положительного имиджа детей.

В результате моей работы хочется увидеть личность, которая будет единомышленником для учителей и родителей, которая будет жить интересно, содержательно, творчески, без труда вольется во взрослую жизнь, не будет бояться признавать свои ошибки, проявлять добрые чувства, чувствовать себя частью единого мирового пространства, ответственного за свое будущее и будущее страны.

Список литературы:

1. Актуальные вопросы разработки программы воспитания и социализации на ступени основного общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sh1gav.edu.yar.ru/obrazovatelnie_standarti/aprobatsiya_fgos_vtorogo_pokoleniya_o_68/seminari_po_fgos_ooo/primernaya_programma.pptx(9.03.2016).
2. Жоголева О.М. Программа воспитывающей деятельности. М., 2015.
3. Программа воспитания и социализации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://edu.crowdexpert.ru/secondary_school/doc/vac(дата обращения: 9.03.2016).
4. Пузаткин О.В. Результаты социально значимой деятельности обучающихся, включенных в работу ученического самоуправления [Электронный ресурс] // Сетевое издание Городского методического центра «Слово учителю». Режим доступа: http://slovo.mosmetod.ru/component/k2/item/610-puzatkin-o-v-rezultaty-sotsialno-znachimoj-deyatelnosti-obuchayushchikhsya-vklyuchennykh-v-rabotu-uchenicheskogo-samoupravleniya(дата обращения: 9.03.2016).
5. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основное общее образование [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/23659 (дата обращения: 9.03.2016).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.