Рубрики
Детское движение и ученическое самоуправление

Детское общественное объединение «Кузнецовцы» в открытой творческой образовательной среде школы

Одно из современных требований государства к образованию, наиболее важное и актуальное в современном мире – воспитание личности социально активной, способной к самостоятельному принятию решений и личной ответственности за происходящее вокруг. В связи с этим существенно возрастает роль различных общественных институтов, деятельность которых создает необходимыеусловия для социальных проб личности подрастающего поколения. В условиях школы, одним из таких институтов являются детские общественные объединения, деятельность которых подразумевает развитие социальной активности, творческого саморазвития и инициативности детей в процессе совместной деятельности.

0
Костикова Татьяна Владимировна,
педагог-организатор
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1465 имени адмирала Н.Г. Кузнецова»,
co1465@mail.ru

Одно из современных требований государства к образованию, наиболее важное и актуальное в современном мире – воспитание личности социально активной, способной к самостоятельному принятию решений и личной ответственности за происходящее вокруг. В связи с этим существенно возрастает роль различных общественных институтов, деятельность которых создает необходимыеусловия для социальных проб личности подрастающего поколения. В условиях школы, одним из таких институтов являются детские общественные объединения, деятельность которых подразумевает развитие социальной активности, творческого саморазвития и инициативности детей в процессе совместной деятельности.

В нашей школе детское общественное объединение «Кузнецовцы» «выросло» из актива учащихся военно-исторического музея. В декабре 2006 года на расширенном заседании Совета музея было принято решение о создании детского общественного объединения «Кузнецовцы». С тех пор оно выросло и количественно и качественно. В настоящий момент объединение насчитывает порядка 150 человек постоянно действующих членов, имеет свой выборный орган – Совет, паспорт и осуществляет свою деятельность на основе Устава, принятого на общем сборе и согласованного с директором образовательной организации, на базе которой «Кузнецовцы» реализуют свою деятельность. Все изменения, которые вносятся в Устав, отражаются в протоколах сборов всех ее членов.

В открытой творческой образовательной среде школы детское общественное объединение «Кузнецовцы» является дополнительным условием для самоопределения и саморазвития детей. Детское общественное объединение предлагает каждому широкий спектр направлений деятельности: гражданско-патриотическое – основное – «грап»; туристско-историко- краеведческое, культурно-историко-просветительское – «культпресс»; творческое, шефское (взаимодействие с ветеранскими организациями в том числе), волонтерское – «шефоф».

Прием в члены детского общественного объединения осуществляется на основе устного заявления. Основными принципами членства являются добровольность и равноправие. Одна из главных традиций деятельности объединения – это ритуал «торжественного посвящения», который проходит ежегодно в День памяти Героя Советского Союза Н.Г. Кузнецова (6 декабря) на расширенном заседании Совета детского общественного объединения «Кузнецовцы» и военно-исторического музея адмирала флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова. Лучшие из учащихся, выразивших желание вступить в объединение, дают клятву в присутствии ветеранов Великой Отечественной войны, Военно-Морского флота страны и родственников Н.Г. Кузнецова.

В детском общественном объединении «Кузнецовцы» разработана и действует система социального роста ее членов. Тому, кто только пришел в объединение присваивается звание «знакомец» и его цвет – белый, как чистый лист бумаги, на котором он будет создавать свою собственную палитру красок. Следующий титул – это «активный участник», его цвет – красный – цвет молодой свежей энергии. После получения первого опыта инициирования новой акции или интересного дела и его успешной реализации член объединения получает следующее звание – «инициатор-инструктор» с сохранением того же красного цвета. Приобретя необходимые знания и опыт в организации массовых общественно-значимых дел, «Кузнецовец» получает звание «знатока-инструктора», его цвет становится оранжевым – это красный цвет молодой энергии, к которому добавился желто-золотой оттенок опыта. Возрастающая в результате коллективной деятельности способность к передаче своего жизненного опыта другим – новым членам детского общественного объединения добавляет в палитру  небесный цвет и характерным цветом для «мастера-консультанта» становится зеленый – цвет жизни, что говорит о жизненной устойчивости и гражданской активности юношей и девушек. Заканчивая одиннадцатый класс, «птенцы» разлетаются из «гнезда» (школы), но остаются в дружных рядах «Кузнецовцев». Они уже теперь по праву называются «мастерами-наставниками», что соответствует  цвету  безоблачного неба – голубому. Руководителей и взрослых членов объединения «Кузнецовцы» – педагогов называют «вдохновители», их цвет – синий. Названия ступеней социального роста внутри детского общественного объединения придуманы учащимися школы из числа активистов. Знаками отличия являются браслеты, сделанные руками самих «Кузнецовцев», которые они носят на запястье левой руки. К тому же, по мере «социального роста» в открытой образовательной среде школы, члены объединения пополняют собственную «копилку» значков, демонстрирующих их активность в общественно-значимой деятельности. У многих из мастеров-консультантов и мастеров-наставников есть памятные медали участников Торжественного шествия на Красной Площади, посвященного 70-летию со дня исторического Парада 7 ноября 1941 года.

Реализуя себя в разных направлениях деятельности детского общественного объединения «Кузнецовцы», «проходя» ступени социального роста внутри объединения, учащиеся школы приобретают личностный успех во взрослой жизни. Вот некоторые самые яркие примеры этого: Осипова Ксения Александровна в 2016 году заканчивает Московский Университет Государственного Управления по специальности «психолог» и в следующем учебном году планирует прийти работать в школу; Котова Татьяна – студентка четвертого курса первого медицинского института, Зубарев Кирилл – студент четвертого курса университета имени Баумана, Ежов Роман – студент четвертого курса университета МВД, Манушичев Станислав студент четвертого курса университета имени Баумана, Третьякова Анастасия – студентка третьего курса филологического факультета педагогического института.

Тем же, кто еще учится в школе, членство в детском общественном объединении «Кузнецовцы» дает дополнительные возможности для самореализации и самоопределения через такие виды деятельности, как создание драматических композиций и фильмов о детстве и юности Н.Г. Кузнецова, подготовка литературно-музыкальных композиций о его служении флоту страны, просветительская деятельность среди учащихся начальной школы и воспитанников дошкольных отделений. Ежегодно «Кузнецовцы» участвуют в торжественных шествиях и флэшмоб акциях на Красной Площади 7 ноября; принимают участие в несении почётного караула и вахт памяти у Огня Памяти, и скорби на Поклонной Горе, у стелы «Защитникам города-героя Москва»;организуют и проводят образовательные экспедиции на Краснознаменный Северный флот и на малую родину Героя Советского Союза Н.Г. Кузнецова в г. Котлас Архангельской области. Традиционно проходятэкологические акции: «Сохрани первоцвет», «Накорми птиц зимой». Организуются и проводятся  патриотические акции: «Мы – наследники тех, кто победил», «Поздравление ветеранов», «Память не стынет», «Живой голос истории». Стали уже традиционными встречи поколений, литературные гостиные, изучение творчества ветеранов Великой Отечественной войны – жителей района и друзей школы. В процессе этой деятельности, члены детского общественного объединения «Кузнецовцы» приобретают практический опыт развития своих коммуникативных и организационных навыков, которые со временем перерастают в компетенции, что способствует росту их успешности в открытой творческой образовательной среде школы.

Занимаясь просветительской деятельностью среди учащихся начальной школы и воспитанников детских садов, подростки из числа членов объединения, во-первых, идентифицируют себя с поколением победителей, работая с первоисточниками, во-вторых, становятся носителями страниц истории своей Родины для младших. Помимо этого организуя конкурсы, интерактивные занятия для школьников младшего возраста они создают ситуацию успеха для последних, что является одним из важных составляющих освоения малышами учебной программы, их взрослению и гражданскому становлению в будущем. Так, например, учащиеся третьих классов – активные участники этих конкурсов, через два года, перейдя в пятый класс, становятся сами со-организаторами и членами жюри подобных массовых дел для учащихся начальной школы. Очевидна преемственность, передача жизненного опыта от старших к младшим, а именно так и осуществляется связь поколений.

Детское общественное объединение «Кузнецовцы» зарекомендовало себя как эффективный механизм создания необходимых условий для успешной социализации обучающихся. За десять лет работы нам удалось достичь значимых для нас результатов:

• ДОО «Кузнецовцы» стало неоднократным победителем  и призером среди команд 4 и 5 уровней в  окружной героико-патриотической акции «Я – Наследник Победы».

• Многократными  победителями  в номинации «Актуальность дела» по итогам проведения ярмарки достижений «Калейдоскоп интересных дел» ДОО ЗАО г. Москвы.

• Ежегодно становились участниками и организаторами проведения межрайонных, окружных, межрегиональных социальных проектов, акций, фестивалей добровольческой и патриотической направленности («Энергия Победы – новым поколениям», «Герои рядом», «Свет заботы», «Великие Победы российского народа», «Дети войны», «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк», «Карта памяти», «Мы – наследники тех, кто победил» и др.).

Список литературы:

1.Кон И. С. Открытие «Я» / И.С.  Кон. М.: Политиздат, 1978.
2.Лисина М. И. Особая форма совместности – ситуативно-личностное общение [Электронный ресурс]. URL: http://www. idorudn.ru (дата обращения: 4.03.2016)..
3. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. 4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 1999.
4. Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.