Рубрики
Детское движение и ученическое самоуправление

Взаимодействие классного руководителя и педагога-психолога по сопровождению социализации обучающихся

В современных педагогических реалиях целью деятельности по сопровождению формирования необходимых компетенций является изучение процесса социализации обучающихся в ситуации школьного взаимодействия.

0
Балакина Марина Владимировна,
педагог-психолог
ГБОУ г. Москвы «Школа № 323»,
balakinamv@yandex.ru

В современных педагогических реалиях целью деятельности по сопровождению формирования необходимых компетенций является изучение процесса социализации обучающихся в ситуации школьного взаимодействия. Достижению цели способствует реализация следующих задач: исследование аспектов социализации с помощью диагностических методов; разработка направлений и форм работы по взаимодействию классного руководителя и педагога-психолога в рамках социализации; разработка критериев для оценки эффективности использования форм и методов работы в рамках социализации.

Деятельность по реализации программы социализации включает в себя не только работу классного руководителя с обучающимися и их родителями, но и взаимодействие с другими специалистами образовательной организации – педагогом-психологом и социальным педагогом.

Взаимодействие классных руководителей с педагогом-психологом по реализации программы социализации может осуществляться по следующим направлениям: психолого-педагогическая диагностика; профилактическая и просветительская работа (в рамках проведения классных часов совместно с педагогом-психологом, организации школьных дел).

Мониторинг является началом любого исследования с целью получения целостного представления о личности обучающихся, выявления проблемных областей их развития и построения стратегий дальнейшей работы, что крайне необходимо для эффективного развития любой воспитательной системы.

Процессы воспитания и социализации главным образом формируются в семье и школьном коллективе, поэтому важным аспектом психолого-педагогической диагностики является исследование детского коллектива.

Выявить особенности ученического коллектива, конфликтные области внутри группы, уровень сформированности группы как коллектива, а также психологический климат в классе позволяет методика оценки уровня психологического климата коллектива А.Н. Лутошкина.

Методика состоит из четырнадцати полярных вопросов, на которые отвечают обучающиеся и классный руководитель. Методика позволяет оценить следующие показатели классного коллектива: 1. Эмоциональный настрой, 2. Социальная активность; 3. Доброжелательность; 4. Взаимопонимание в группе; 5. Поддержка; 6. Сопереживание, 7. Уважение; 8. Справедливость; 9. Отношение к новичкам, 10. Совместное времяпрепровождение; 11. Участие в школьных мероприятиях; 12. Сотрудничество; 13. Переживание за класс; 14. Радость успехам других. Все вышеперечисленные показатели разделяются на шесть проблемных областей (на диаграмме зоны выделены цветом): эмоциональный настрой; предрасположенность к конфликтам; взаимоуважение, отношение друг к другу; отношение к новичкам; мероприятия, совместные дела; коллективизм, сплоченность (Таблица 1).

Таблица 1

По результатам проведения данной методики строится линейная диаграмма (Диаграмма 1).

Диаграмма 1

Диаграмма позволяет оценить следующие показатели классного коллектива: особенности психологического климата классного коллектива; уровень развития коммуникативных качеств обучающихся; конфликтные и проблемные зоны классного коллектива (спад на диаграмме); сильные стороны классного коллектива; ресурсы для его дальнейшего формирования (пики на диаграмме); оценку и видение обучающимися и классным руководителем проблемных областей в развитии классного коллектива; показывает насколько совпадают или расходятся результаты диагностики обучающихся и классного руководителя; дает возможность сравнить результаты нескольких классных коллективов (Диаграмма 2);определяет стратегии дальнейшего развития классного коллектива.

Диаграмма 2

Методика М.И. Рожкова позволяет выявить уровень социализированности личности, включает в себя двадцать вопросов и четыре шкалы: социальная адаптированность, социальная автономность, социальная активность и нравственность.

Социальная адаптация – приспособление человека, находящегося в трудной жизненной ситуации к принятым в обществе принятым правилам и нормам поведения.

Социальная автономность – способность личности к самостоятельной деятельности, самоактуализации и раскрытие своих способностей.

Социальная активность – деятельность личности, характеризующаяся целенаправленностью, мотивацией, осознанностью.

Нравственность – приверженность к гуманистическим нормам жизни.

Оценка проводится по трем уровням: высокому, среднему и низкому. Тестирование по этой методике может проводиться повторно в конце учебного года с целью диагностики эффективности проведенных мероприятий.

Результаты по данной методике помогут классному руководителю: выявить слабые места процесса социализации; выстроить стратегии деятельности в зависимости от проблемных областей; выявить динамику развития показателей социализированности.

Профилактическая и просветительская работа проводится в рамках проведения классных часов совместно с педагогом-психологом, организации школьных дел, акций, конкурсов.

Исходя из результатов диагностического исследования, по вышеперечисленным диагностическим методам, совместно с классным руководителем выявляются проблемные показатели и сильные, ресурсные стороны процесса социализации, на основании которых вырабатываются формы и направления деятельности (Таблица 2).

Проблемные области

Рекомендуемые формы совместной работы классного руководителя и педагога-психолога.

Сниженный эмоциональный фон (настрой)

Акция «Комплимент» (необходимо сделать комплимент, передавая плюшевое сердце друг другу);

Акция «Барометр настроения»

Предрасположенность к конфликтам

Классные часы: «Почему люди ссорятся?»,

«Учимся общаться и дружить»;

Акция «Пирамида дружбы» (создание кирпичиков дружбы),

Акция «Перекресток отношений»

Взаимоотношение, отношение к друг другу

Классные часы: «Взаимоуважение»,

«Какой я? Какой ты?»,

«Хорошо ли мы знаем друг друга»;

Акция «Мы за дружбу и за мир» (на крыле голубя пишется пожелание или рисунок о дружбе)

Отношение к новичкам

Классные часы: «Будь толерантен!» «Мальчишки и девчонки»,

«Учимся общаться и дружить»;

Конкурс «Герб толерантности» (придумать и нарисовать герб толерантности, затем все гербы образуют стену толерантности).

Коллективизм, сплоченность

Коллаж «Я и мой класс»

Классные часы совместно с психологом:

«Дружный ли наш класс?»

«Наш класс – единая команда!

Неделя «Я среди друзей».

Социальная адаптация

Классный час «Я +ТЫ=МЫ»

Неделя «Я среди друзей»

Социальная активность

Проведение школьных акций

Неделя «Я среди друзей»,

«Марафон толерантности».

Социальная автономность

Классные часы: «Я – лидер!», «Самооценка»,

«Ярмарка достоинств».

Нравственная воспитанность

Классный час «Моральные дилеммы»

Классный час «Кодекс моральных норм»

Таблица 2

Каждый классный час имеет конкретную цель и проводится не реже одного раза в месяц.

Проведение классных часов нацелено на решение следующих целей и задач: повышение уровня сплоченности детского коллектива; формирование навыков конструктивного взаимодействия в классе; преодоление барьеров в общении; совершенствование навыков сотрудничества; развитие взаимоуважения друг к другу; умение работать в группе на общую цель коллектива; обучение высказывать и доказывать свою точку зрения; обучение способам выхода из конфликтной ситуации.

Роль педагога-психолога в проведении классного часа – это создание эмоционально-положительного настроя и атмосферы принятия каждого, ритуал приветствия; проведение групповых практических упражнений по тематике классного часа; проведение упражнений на рефлексию, включение диагностических исследований по теме классного часа.

Классный руководитель может использовать методы дискуссии и беседы.

Акции и конкурсы проводятся не реже одного раза в четверть. Проведение школьных акций и конкурсов способствует реализации следующих целей и задач:повышению эффективности взаимодействия всех участников образовательного процесса; формированию уважительного отношения к другим людям; признанию различий и индивидуальности каждого; признанию равенства всех в своих достоинствах и правах.

Результативность использованных направлений работыможно выявить при проведении повторной диагностики по вышеперечисленным методам исследования.

Реализация данных направлений работы позволяет обучающимся успешно функционировать в системе школьных отношений. Собранный диагностический материал используется во время работы по преемственности начального и среднего звена и при планировании воспитательной работы с классными коллективами.

Список литературы:

1. Груздева Ю.В., Богачкина Н.А. Классные часы с психологом. 1–4 классы, М.: Глобус, 2009.
2. Нечаев М.П., Смирнова И.Э. Диагностические методики классного руководителя. Методическое пособие. М.: УЦ Перспектива, 2008.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.