Рубрики
Дошкольное образование

Педагогический проект «Расскажите детям о Москве»

Наша ДОО активно включилась в реализацию новых образовательных проектов  ДОО г. Москвы в сфере дошкольного образования, объединенных общей гуманитарной направленностью на приобщение детей к культуре, развитие воспитательного потенциала дошкольных образовательных учреждений и семьи.

0
Алабина Светлана Владимировна,
старший воспитатель ДО
ГБОУ г. Москвы «Школа № 345 имени А.С. Пушкина»,
Григорьева Валентина Владимировна,
учитель-логопед ДО
ГБОУ г. Москвы «Школа № 345 имени А.С. Пушкина»,
Крысанова Елена Александровна,
учитель-логопед ДО
ГБОУ г. Москвы «Школа № 345 имени А.С. Пушкина»,
GOYds296@yandex.ru

 

Наша ДОО активно включилась в реализацию новых образовательных проектов  ДОО г. Москвы в сфере дошкольного образования, объединенных общей гуманитарной направленностью на приобщение детей к культуре, развитие воспитательного потенциала дошкольных образовательных учреждений и семьи. Целью реализации проектов является использование образовательных возможностей социокультурного пространства города Москвы в развитии, воспитании и образовании детей дошкольного возраста.

В наше время проблема патриотизма и патриотического воспитания подрастающего поколения является одной из самых актуальных. На современном этапе, когда наше общество находится в состоянии социально-психологической нестабильности, проблема патриотического воспитания и воспитание гражданственной позиции человека приобретает особую остроту и вместе с тем становится чрезвычайно сложной для решения. После принятия государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», ориентированной на все социальные слои и возрастные группы граждан России,  заметно активизировалась работа в ДОО по вопросам патриотического воспитания детей.

В рамках ФГОС задачи гражданско-патриотического, нравственного, интернационального, правового воспитания дошкольников входят в образовательные области «Познавательное и социально-коммуникативное развитие». Приобщение детей к различным аспектам социальной культуры,знакомство с родным городом: с его историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у дошкольников такие черты характера, которые помогут им стать патриотами  и гражданами своей Родины. Самые яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к Родине традиционно начинает решаться в ДОО. Результаты мониторинговых  исследований, проведенных педагогами ДОО, показали, что у большинства  детей отмечается низкий уровень знаний истории родного города и страны; снижен познавательный интерес; родители обладают недостаточным объемом сведений об истории родного города,  мало информированы о культурно-досуговых учреждениях и мероприятиях (выставки, экскурсии, просмотры…), которые они могли бы посетить с ребенком.

В современной системе дошкольного образования интеграция является основополагающим принципом для проектирования, планирования, развития образовательного процесса, выступаеткак форма организации образовательного процесса. Использование интегрированного подхода в процессе обучения помогает детям увидеть мир во всем его многообразии, получить отчетливые представления о предметах, явлениях окружающей действительности. Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса фактически невозможна вне взаимосвязи с принципом интеграции. Таким образом, полноценная реализация «темы» (комплексно-тематического принципа) невозможна без интеграции не только содержания дошкольного образования, но и ее организационных форм, в которых в той или иной степени будут интегрироваться и различные виды детской деятельности.

Поскольку в нашем дошкольном отделении воспитываются дети с различными нарушениями развития (ОНР, ЗПР, РДА, со сложной структурой дефекта и интеллектуальной патологией), возникла необходимость изменить формы организации образовательного процесса по ознакомлению детей с родным городом. Практический опыт показал, что одним из наиболее эффективных является метод проектной деятельности, интегрированный в комплексно-тематическое планирование.

В нашей ДОО разработан, обобщен и апробирован проект нравственно-патриотической направленности «Расскажите детям о Москве», включающий в себя творческие проекты «Мы – частичка твоя, Россия, мы – частичка твоя – Москва», «Я живу в Москве». Данный проект реализуется как вариативная часть основной образовательной программы ДОО.

Вид проекта: творческий, информационно-познавательный.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Тип проекта: совместный.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Основное направление проекта: воспитание чувства патриотизма, любви и уважениея к родному городу, Родине; чувства ответственности, гордости и приобщенности к достижениям Родины.

Цели проекта:

• воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному городу;

• расширение представлений о России, столице; символике города и государства;

• развитие интереса к русским традициям и промыслам; восхищение народным творчеством;

• формирование представлений о Москве как о культурно-историческом центре с развитой инфраструктурой; об истории города и страны,  отраженной в названиях улиц, памятниках;

• формирование бережного отношения к родной природе и экокультуре в целом;

• расширение представлений о деятельности человека в природе;

• воспитание уважения к труду людей;

• формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;

• формирование у детей познавательной и игровой мотивации в процессе ознакомления с историей родного города, объектами культурного наследия, спортивно-досуговыми учреждениями;

• развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям;

• привлечение родителей к участию в проектной деятельности.

Педагогические задачи проекта:

1. Знакомство и формирование первоначального понятия «история» через историю родного города, через понятие «малая родина».

2. Развитие психофизических качеств: наблюдательности, воображения, эмоциональной отзывчивости, сенсорных способностей, произвольного внимания, способности ориентироваться в пространстве и временных понятиях.

3. Воспитание нравственных качеств личности ребенка: доброты, отзывчивости, способности к сопереживанию.

4. Формирование самосознания, умения успешно адаптироваться в окружающем мире.

5. Совершенствование способностей детей в соответствии со своими интересами и индивидуальностью.

6. Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики.

7. Освоение инновационных технологий, нового типа занятий; формирование профессиональной компетентности педагогов.

8. Обогащение развивающей предметно-пространственной  среды ДОО.

9. Формирование у дошкольников представлений о музее, воспитание культуры поведения.

10. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

11. Развитие познавательных способностей и инициативной деятельности, формирование речеязыковой компетенции воспитанников.

Предполагаемые результаты проектной деятельности:

1. Дети познакомятся с богатством и своеобразием культур народов, проживающих в родном городе. Они свободно смогут использовать и применять в повседневной жизни полученные знания. У  них появится желание участвовать в традиционных народных праздниках, играть в народные подвижные игры, желание слушать  и рассказывать сказки народов родного края.

2. Дети усвоят нравственные правила и нормы поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное, уважительное отношение к разным народностям родного города. У них сформируется позитивное восприятие национальных различий, других культур, языка, религий, убеждений.

3. Оптимизируется взаимодействие с родителями, активизируется позиция родителей как участников образовательного процесса.

4. Расширятся связи с социумом.

5. Предметно-пространственная среда пополнится дидактическим, игровым материалом, оборудованием для организации воспитательно-образовательного процесса.

6. В рамках большого педагогического проекта будут реализованы различные тематические мини-проекты.

Итоги проектной деятельности:

1. Повысился познавательный интерес к истории родного города, его достопримечательностям со стороны воспитанников и их родителей.

2. Расширился круг представлений об истории, памятниках культуры, интересных местах города Москвы.

3. Сформировалось представление о значимости родного города, его месте и роли в истории страны, чувство любви, гордости, желании оберегать и защищать свой город.

4. Повысился мотивационный уровень, отражающийся в потребности приобретения новых знаний о Москве.

5. Обогатился культурно-эстетический, чувственный опыт детей.

6. Возросли речевая компетенция, коммуникативные возможности дошкольников.

7. Созданы альбомы и книги по теме: «Любимое место в Москве».

8. Проведены досуги: «Мой любимый город», «Я шагаю по Москве», «Москва глазами москвичат» и т.д.

9. Пополнен банк тематических презентаций ДОО.

10. Обогащена развивающая предметно-пространственная среда: приобретена литература, материалы соответствующей тематики, созданы мини-музеи, собраны коллекции гербов, медалей, значков, открыток, оформлены альбомы с фотографиями детей на фоне историко-культурных памятников столицы. Группы пополнились дидактическими играми по Москвоведению, пособиями, фотоальбомами.

11. Организованы и проведены праздники, посвящённые творчеству А.С. Пушкина, конкурсы чтецов, фольклорные досуги с привлечением семей воспитанников.

12. Повысился уровень адаптации дошкольников к условиям современного мира.

Представленная работа носит системный и целостный характер, учитывает возрастные и интеллектуальные особенности детей, тесно связана с комплексно-тематическим планированием и базовой образовательной программой учреждения. Собранный материал состоит из отдельных блоков, последовательное использование которых в работе с детьми, педагогами и родителями позволит в конечном итоге сформировать целостное представление о Москве.

Статья дополнена следующим приложением (в алфавитном порядке):

1. Вариативные формы работы в рамках проекта «Расскажите детям о Москве» с детьми, педагогами и родителями.

2. Информационный материал для реализации проекта «Расскажите детям о Москве».

3. Обеспечение проекта «Расскажите детям о Москве» дидактическим  инструментарием (дидактические игры, современные педагогические  технологии).

4. Поликультурное пространство ДОО как среда воспитания социокультурной идентификации и толерантности детей и взрослых.

5. Реализация досрочного познавательно-информационного творческого проекта «Расскажите детям о Москве».

Приложение доступно для скачивания по ссылке.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.