Песочные игры с дошкольниками

61
Иванова Елена Владимировна,
учитель-дефектолог ДО № 2
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1015»,
Черемисина Яна Анатольевна,
методист ДО № 2
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1015»,
 

Песочная игра – это доступная и естественная для каждого ребёнка форма деятельности. Игра в песок, особенно для детей младшего возраста, является самым доступным способом развития и коррекции моторики и познавательного развития.

При этом для песочных игр не всегда требуются какие-то особые приспособления. В большинстве случаев нужен лишь небольшой ящик (70/50/10) для индивидуальных занятий и ящик побольше (90/50/10) для групповых, на 1/3 заполненные чистым песком, совочки, формочки, ситечки, воронки, кисточки.В коробках или на полках, нужно разложить камушки, ракушки, шишки, веточки, цветы, фигурки людей, птиц, рыб, животных, сказочных персонажей, кубики, мостики, домики, машинки.

Конечно, профессиональные песочницы с прозрачным дном или с подсветкой расширят диапазон возможных игр и упражнений, но использовать для работы можно и простые подносы, пластмассовые тазы и ванночки, а можно работать и на обычных листах бумаги и картона с цветным песком. Было бы желание!

Игра в песочнице

• Усиливает желание ребёнка экспериментировать и работать самостоятельно.

• Развивает тактильную чувствительность, как основу развития «ручного интеллекта».

• Гармонично развивает познавательные функции.

• Совершенствует развитие предметно-игровой деятельности, как основы сюжетной игры и коммуникативных навыков ребёнка.

• Способна «заземлять» отрицательную энергию (что очень востребовано в работе с «особыми» детьми).

Песочные игры можно классифицировать по различным признакам, мы предлагаем условно разделить их на 4 группы:

– разогревающие игры с песком. Игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, координации движений и концентрации;

– адаптационные игры – занятия с детьми раннего и младшего дошкольного возраста;

– психопрофилактические и коррекционные песочные игры;

– обучающие и развивающие песочные игры.

Представленные ниже игры и упражнения с сухим песком в обыкновенной песочнице, в песочнице с подсветкой и в песочнице с прозрачным дном относятся к двум вышеперечисленным группам: развивающим и коррекционным.

Для детей младшей возрастной группы можно предложить следующие игры и упражнения:

Упражнение «Песочные узоры»

Цельразвитие тактильных ощущений, умения устанавливать закономерности

Ход игры: Взрослый рисует различные узоры в верхней части песочницы. Для этого он использует кисточку, рисует пальцем или ребром ладони (дорожки, заборчики, лесенки и т.д.). Взрослый побуждает ребёнка нарисовать такой же узор внизу на песке или продолжить узор взрослого. Можно использовать и такой вариант, когда взрослый рисует узор на доске или бумаге, а ребёнок повторяет узор на песке.

Игра «Песочный водопад» 

Цель: развитие моторики рук, снятие эмоционального напряжения.

Ход игры: Для этой игры вам пригодятся воронки, бутылочки и ведёрки, с помощью которых можно пересыпать песок. Малыш набирает песок в емкость и, высыпая его, создает шумный водопад. Обратите внимание ребёнка, что чем выше водопад, тем громче он «шумит». А если сыпать песок на шишку, в стаканчик или на руку, то получается разный звук.

Фотография 1

Игры с решетом

Цель: развитие тактильных ощущений, знакомство со свойствами песка.

Ход игры: Взрослый предварительно прячет в песок мелкие игрушки  камешки и просит ребёнка найти, что же спрятано в песке при помощи совка и решета. При необходимости взрослый показывает, как просеивать песок сквозь решето.

Игры в песочнице с прозрачным дном

Игра «Проведи дорожки»

Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Ход игры: Под стеклом песочницы лежат картинки с изображением мышки и зайки.  Педагог рассказывает ребёнку о том, что мышка собирается в гости к зайке, но боится заблудиться. Педагог от лица мышки просит ребёнка помочь и нарисовать дорожку, по которой ей нужно пройти. Взрослый показывает способ действия.

Фотография 2

Игры в песочнице с подсветкой

Игра «Море волнуется»

Цель: развитие тактильных ощущений и мелкой моторики, воображения.

Перед проведением этой игры можно провести предварительную работу в виде небольшого эксперимента: «Как появляются волны». Предложите ребёнку понаблюдать за поверхностью воды, налитой в небольшой тазик. Проследите, какие изменения произойдут с поверхностью воды, если на неё подуть. Обратите внимание ребёнка на то, чем сильнее дуть, тем выше будут волны на поверхности воды. Предложите ребёнку  вспомнить, где можно увидеть волны.  Далее можно нарисовать пальчиком или кистью большие синие волны для акулы (зажигается синяя подсветка) или маленькие зелёные волны для лягушки (зажигается зелёная подсветка).

Фотография 3

Для детей средней возрастной группы можно предложить следующие игры и упражнения:

Игра «Песочные дорожки»

Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики,умения устанавливать закономерности

Ход игры: Взрослый начинает выкладывать узор из разноцветных камешков, пуговиц, фасоли, а ребёнок продолжает. Ребёнок может по собственному замыслу выложить дорожку, а взрослый, как бы ему в помощь, продолжает ряд, но с ошибками, а ребёнок должен найти их и исправить.

Фотография 4

Игра будет продуктивнее при наличии сюжета, например, дорожка для дрессировщика.

Игра «Песочные прятки»

Цель:развитие зрительной памяти, тактильных ощущений.

Ход игры: взрослый предлагает ребёнку поиграть в прятки с маленькими игрушками. Затем игрушки нужно спрятать, используя воронку для песка, совок или просто засыпая игрушки песком из ладоней. Далее педагог просит ребёнка помочь «водящему» в игре и  вспомнить, где спрятана, например, лошадка, или кто спрятан в этом холмике и т.д. Если ребёнок неверно находит место, где спрятана игрушка, её необходимо перепрятать.

Игры в песочнице с прозрачным дном

Игра «Подбери пару»

Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики,умения устанавливать закономерности.

Ход игры: В данной игре ребенку предлагается найти связь между парами картинок (мама – детеныш, предмет – форма, животное – чем питается). Ребенку предлагается соединить песочной дорожкой пары картинок.

Игра «Найди картинки»

Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, памяти.

Ход игры: ребёнку предлагается запомнить, где лежат картинки, заранее расположенные под стеклом, затем спрятать их, засыпав песком (ладошками или специальной трубочкой). Далее ребёнку нужно вспомнить, где лежала картинка, например, с зайкой.

Фотография 5

Игры в песочнице с подсветкой

Игра «Что бывает такого цвета?»

Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики,обобщение знаний о сенсорных эталонах.

Ход игры: взрослый просит ребёнка вспомнить, что бывает, например, зелёного цвета. Ребёнок называет несколько предметов и рисует их, пальчиком (кисточкой или специальной трубочкой), при этом включая в песочнице соответствующую подсветку.

Для детей старшей возрастной группы можно предложить следующие игры и упражнения:

Игра «Прогулка»

Цельразвитие квазипространственных представлений.

Ход игры: Педагог побуждает ребёнка выполнять те действия с игрушками в песочнице, которые называет взрослый. Например, звери решили пойти вправо, первым пошёл слон, за ним жираф, потом зебра, попугай. Которым по счёту был попугай, кто был следующий,  предыдущий? Дорожка стала широкой и жираф решил пойти справа от зебры, а попугай слева от слона, а обезьяна встала между зеброй и слоном. Кто идёт слева (справа) от жирафа, между слоном и попугаем? И т.д.

Фотография 6

Игра «Угадай, что спрятано в песке»

Цельразвитие квазипространственных представлений.

Ход игры: Ребенку предлагается найти  миниатюрные фигурки, используя описание места, где спрятана игрушка. Например, найди игрушку справа от дерева, игрушка спрятана между ёлкой и камнем.

Игра «Украсим песочный город»

Цельразвитие образного мышления, восприятия, умения использовать план-схему.

Ход игры: Дети по схеме, заранее приготовленной педагогом, благоустраивают песочный город (выкладывают дорожки, высаживают цветы на клумбы и др.).

Фотография 7

Игры в песочнице с прозрачным дном

Игра «Песочные узоры»

Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Ход игры: педагог предлагает ребёнку побыть настоящим художником и нарисовать специальным карандашом песочный узор (образец которого лежит под стеклом).

Фотография 8

Игра «Соедини точки»

Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, зрительно-моторной координации, внимания.

Ход игры: Ребёнок соединяет на листе заданные педагогом фигуры между собой и получает то или иное изображение (квадрат, треугольник и др.).

Игры в песочнице с подсветкой

Игра «Ожившие картинки»

Цель: развитие тактильных ощущений и мелкой моторики, воображения.

Педагог предлагает ребёнку побыть сегодня художником и самому нарисовать картинки, которые потом оживут. Взрослый начинает рассказывать, а ребёнок рисует в песочнице пальцем, ладошкой, гребешком или специальной трубочкой. Если ребёнок затрудняется изобразить то, о чём говорит педагог, то взрослый помогает.

Примерный текст:

На небе появилось ласковое солнышко, оно ярко светило, его длинные лучики расходились далеко-далеко во все стороны (жёлтая подсветка).

Но вдруг налетела огромная синяя туча и скрыла солнце (синяя подсветка), пошёл дождик, сначала мелкий, а потом всё сильнее и сильнее.

Вскоре дождь прекратился и на небе снова появилось солнышко (жёлтая подсветка), его тёплые лучики дотянулись до самой земли и согрели её.

Из земли стали появляться травинки (зелёная подсветка), они тянулись всё выше и выше, а потом расцвели красивые красные цветы, их стало так много, что полянка превратилась с огромное красное покрывало.

А потом настала ночь (выключить подсветку).

А когда облака на небе начали развеиваться (белая подсветка), стало видно огромную белую луну.

Фотография 9

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу обеспечивает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Песочница не только развивает творческий потенциал ребёнка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику руки, но ненавязчиво, исподволь настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира.

 Доказано, что дети, которые активно играли в детстве в песке, чаще вырастают успешными и уверенными в себе взрослыми.

Экспериментируйте, придумывайте новое и интересное, играйте вместе с детьми!

По QR-коду и мобильному приложению Вы сможете наглядно увидеть в фильме серию развивающих, увлекательных заданий для игр с использованием песочных столов и дополнительных предметов.

Изображение 1

Вы также можете просмотреть фильм, перейдя по прямой ссылке.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.