Бачой Н.Г., Денисова О.В. Урок на выставке «Тара и упаковка в годы Великой Отечественной войны»: опыт подготовки и проведения, результаты

48
Бачой Наталья Геннадьевна,
преподаватель общественных дисциплин
ГБПОУ г. Москвы «Московский многопрофильный техникум им. Л.Б. Красина»
 
Денисова Оксана Владимировна,
преподаватель графики и живописи
ГБПОУ г. Москвы «Московский многопрофильный техникум им. Л.Б. Красина»,
 

Идея проведения учебного занятия в рамках МДК 03.03 «Эргономическое обеспечение дизайна полиграфического производства» на выставке «Тара и упаковка в годы Великой Отечественной войны» возникла не случайно. Продолжительный опыт работы с будущими дизайнерами убедил нас в том, что выход из стен аудитории в реальное жизненное пространство чаще всего становится для обучающихся дополнительным мотивирующим фактором, способствует повышению самостоятельности и ответственности на этапе постановки целей, выбора способов и методов ее достижения, формирования команды. Новизна и неформальная атмосфера образовательной среды позитивно отражается на результатах обучения, не только предметных, но также метапредметных и личностных. Сегодня многие преподаватели профессиональных образовательных учреждений имеют опыт проведения уроков в музее, парке или на промышленном предприятии, несмотря на то, что это связано с определенными организационными трудностями. Тем более, логично было использовать образовательный потенциал выставки «Тара и упаковка…», работающей непосредственно в техникуме.

Учебное занятие было приурочено ко Дню народного единства – праздника, связанного со славным историческим прошлым, героическими традициями защиты нашей страны от иноземных захватчиков. Проведение исторических параллелей между событиями эпохи Смутного времени и периода Великой Отечественной войны, краткое вступительное слово преподавателя общественных дисциплин о роли народного ополчения в победе над врагом, о духовном единстве наших соотечественников перед лицом внешней опасности стало своеобразным камертоном, задающим эмоциональную тональность урока. Показательно, что на этапе целеполагания в качестве одной из задач работы на уроке почти все обучающиеся назвали углубление знаний об истории России посредством ознакомления с профессионально значимыми фактами повседневной жизни и быта. Эта задача логично коррелировала с основной целью учебного занятия – совершенствование навыков создания полиграфического продукта на основе образца, представляющего историческую и художественную ценность.

Фотография 1. Знакомство с экспозицией

На следующем этапе урока обучающиеся, самостоятельно разделившись на группы, работали с материалами экспозиции. На выставке представлена упаковка для таких продуктов, как пищевые концентраты, сухари, махорка, крупа, а также упаковочная тара для патронов. Такие упаковки лежали в вещевых мешках солдат, сражающихся на фронте. Работа с упаковкой помогла ребятам, преодолевая десятилетия, стать чуть ближе к защитникам Родины, лучше почувствовать суровую и героическую обстановку передовой.

Фотография 2. Изучение материалов

В ходе изучения экспонатов, обучающиеся выполняли два вида заданий: один касался визуального оформления, характеристики материалов, технологии изготовления упаковки (каждая группа получала индивидуальное задание) и т.п., второй был связан с ответами на проблемный вопрос о значении художественно-графического оформления упаковки.

Фотография 3. Изучение материалов

Кратко выводы студентов можно представить следующим образом. 

Графическое оформление упаковки времен Великой Отечественной войны является своеобразным памятником национального прикладного графического искусства. Очевидно, что в условиях военного времени на эстетическую сторону упаковки обращали не так много внимания, однако шрифты, логотипы, символы, представленные на упаковочной таре, не остались не замеченными будущими профессионалами. Некоторые виды упаковочной тары в годы войны выпускались вообще без полиграфического оформления. Таким образом, обучающиеся пришли к пониманию того факта, что печать на упаковке являлась важной, но далеко не единственной составляющей технологического процесса изготовления упаковки, или ковертинга, включающего, помимо графического оформления, преобразование различных материалов (заготовок) в детали, предназначенные для дальнейшей компоновки.

Анализ экспозиции позволил установить, что преобладающим упаковочным материалом в эпоху Великой Отечественной войны являлась бумага, однако в целом диапазон используемых материалов был достаточно разнообразен: картон, крафт, гофрокартон, стекло, объемные изделия типа банок и стаканов.

Фотография 4. Изготовление конструкции

Помимо углубления профессиональных знаний, работа с экспозицией способствовала развитию у обучающихся навыков устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы. Завершением информационного этапа работы стало обсуждение полученных результатов. Специально делегированный представитель каждой группы – коммуникатор, рассказывал о коллективно сделанных выводах. Слушая выступления товарищей, обучающиеся задавали им вопросы, вносили в свои записи дополнения и корректировки. Преподаватель также принимал участие в диалоге.

После обмена мнениями дизайнеры приступили к выполнению практических заданий. От них требовалось воспроизвести один, наиболее интересный их точки зрения экспонат, представленный на выставке. Никаких специальных указаний дано не было: работа над упаковкой велась в соответствие с алгоритмом, разработанным индивидуально каждым обучающимся. В распоряжении у обучающихся были компьютеры с доступом в интернет, цветной принтер, а также бумага, крафт, картон фломастеры. Таким образом, существовала возможность выбора: искать нужный шрифт и другие графические образы в интернете, затем распечатывать и наклеивать их на макет либо отрисовывать все самостоятельно. Мы исходили из того, что и тот и другой путь обеспечивает формирование профессиональных компетенций, предусмотренных Федеральным государственным профессиональным образовательным стандартом по специальности 54.02.01 «Дизайн (по отраслям)»: разработка колористического решения дизайн-проекта (ПК 1.4.), выполнение эскизов с использованием различных графических средств и приемов (ПК 1.5.).

Работа по созданию макета упаковочного изделия также способствовала профессиональному развитию обучающихся. Разработку макета будущие дизайнеры начали с создания чертежа (ПК 1.2. осуществление процесса дизайнерского проектирования, ПК 2.3. разработка конструкции изделия с учетом технологии изготовления, выполнение технических чертежей). Следующим важным этапом работы стал выбор материала для изготовления упаковки. Конечно, набор материалов, представленных на занятии, был несколько ограниченным, поэтому учебная задача носила условный характер, тем не менее, мы вправе говорить о формировании у обучающихся профессиональной компетенции 2.1. – применение материалов с учетом их формообразующих свойств.

Финальный этап работы над упаковочным изделием включал изготовление его деталей из выбранного материала и, наконец, воссоздание образца. Важно подчеркнуть, что итогом работы должен был стать не только готовый продукт, но и технологическая карта изготовления изделия, то есть детальное описание технологического процесса (ПК 2.4.). Несмотря на то, что опыта полностью самостоятельной разработки алгоритма создания изделия у обучающихся еще не было (самостоятельность предоставлялась им лишь на отдельных этапах работы), мы все-таки решились на проведение этого небольшого эксперимента, и он нас не разочаровал. Две трети группы смогли не только самостоятельно изготовить упаковочное изделие, но и описать алгоритм работы над ним в формате технологической карты. Достигнутый результат свидетельствует о том, что большинство обучающихся IV курса техникума в целом подготовлены к будущей профессиональной деятельности в условиях реального производства, тем более что время работы над изделием и документацией было ограничено жестко и составляло всего 40 минут.

Итогом этапа самостоятельной практической работы и всего занятия стала выставка работ обучающихся и импровизированная пресс-конференция, на которой ребята задавали друг другу вполне профессиональные вопросы, касающиеся выбора материала, колористического и графического решения, технологических нюансов изготовления изделия. Общение на профессиональную тему, безусловно, способствовало развитию коммуникативной компетенции будущих дизайнеров: умения формулировать вопрос, использовать в речи профессиональную терминологию, корректно высказывать и принимать критические замечания, логично аргументировать свою позицию. Неслучайно на завершающем этапе урока – этапе рефлексии, большинство обучающихся говорили о таких преимуществах учебного занятия, как разнообразие форм работы, дружественная и креативная атмосфера, возможность попробовать свои силы в создании реального изделия и, конечно же, – соприкоснуться с героическим прошлым нашей Родины.

Оценивая учебное занятие с профессиональной педагогической точки зрения, как важный положительный момент нужно отметить органичное использование коллективных и индивидуальных форм организации работы, а также создание условий для успешного осуществления информационной деятельности. Опираясь на ее результаты, обучающиеся смогли добиться поставленной цели: не только самостоятельно воссоздать выбранные модели упаковки, но описать технологию работы над изделием и защитить свой мини-проект. Наконец, в рамках учебного занятия будущие дизайнеры, наряду с освоением конкретных предметных знаний, профессиональных и метапредметных умений, получили ценный социальный и профессиональный опыт. Это, на наш взгляд, является наиболее важным и ценным.

Фотография 5. Экспозиция работ студентов

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.