Рубрики
Профилактика детского травматизма

Зубков В.Г. Мониторинг работы образовательной организации по профилактике детского травматизма

Зубков Вадим Геннадьевич,
методист
ГБОУ ГМЦ ДОгМ,
zubkovvg@mosmetod.ru

 

Актуальность. Проблема создания травмобезопасной образовательной среды в образовательной организации с целью сохранения жизни и здоровья обучающихся является актуальной. Наличие различных опасных факторов, воздействующих на обучающихся во время образовательного процесса, может способствовать получению травм обучающимися. Для создания такой образовательной среды в образовательных организациях созданы и функционируют комплексные системы по профилактике детского травматизма. Однако не всегда такая система в современной образовательной организации функционирует на должном уровне. И этому свидетельствует количество травмируемых обучающихся в тех или иных образовательных организациях города Москвы.

Проведение различных профилактических мероприятий ставит перед собой одну главную задачу – отсутствие травм. В большинстве случаев это зависит от принятия или непринятия соответствующих управленческих решений, базирующихся на исследовании реальной информации, используемой в организации профилактической работы по предупреждению детского травматизма. Использование в образовательной деятельности целенаправленных наблюдений за одним или несколькими элементами (направлениями) в организации профилактической работы по предупреждению детского травматизма позволит правильно организовать, откорректировать и принять решения в функционировании этой системы. Для обеспечения управления деятельностью в профилактике детского травматизма может выступать мониторинг как форма исследования и способа обеспечения сферы управления своевременной и качественной информацией с целью получения желаемого результата.

В науке в ХХ веке возник термин мониторинг для обозначения целенаправленных наблюдений за одним или несколькими элементами окружающей среды в пространстве и времени. Однако это понятие стало применяться в различных сферах научно-практической деятельности, в том числе и в образовании. Мониторинг – это и форма исследования, и способ в обеспечении управления своевременной и качественной информацией.

В системе профилактической работы по профилактике детского травматизма мониторинг – это постоянное наблюдение за выполнением мероприятий или требований по достижению запланированных результатов, систематическая и регулярная процедура сбора данных по важным аспектам, связанными с причинами и факторами вредного воздействия на обучающихся в образовательном процессе.

Мониторинг работ по профилактике детского травматизма может осуществляется как администрацией образовательной организации, так и методистами, педагогическими работниками, специалистами образовательной организации и представляет собой совокупность непрерывных наблюдений, измерений и оценки результатов этой работы, что позволит определить уровень подготовки и знаний в реализации индивидуального потенциала обучающегося в вопросах безопасного нахождения как в образовательной среде, так и за ее пределами, а также корректировать по мере необходимости процессы воспитания и обучения в формировании его интересов в сфере безопасного поведения в среде обитания.

Целью мониторинга профилактики детского травматизма выступает:

– создание оснований для обобщения и анализа получаемой информации о состоянии профилактической работы в образовательной организации;

– анализ основных показателей, индикаторов этой работы для осуществления оценок и прогнозирования тенденций в профилактике детского травматизма;

– принятие обоснованных управленческих решений по достижению конкретной цели, направленной на снижение уровня травмирования обучающихся.

Задачи мониторинга профилактики детского травматизма:

1. Систематическое и всестороннее изучение состояния системы работ по профилактике детского травматизма в рамках образовательного процесса.

2. Получение достоверной и объективной информации об условиях, организации, содержании и результатах этой работы.

3. Оценка эффективности и полноты проводимой работы по профилактике детского травматизма на всех уровнях образовательного процесса.

4. Координация деятельности всех субъектов мониторинга образовательной организации.

5. Своевременное выявление изменений в процессе проводимой работы и выполнения мероприятий по профилактике детского травматизма и вызвавших их факторов.

6. Эффективное управление ростом профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в системе профилактики детского травматизма, координация управленческой деятельности по повышению результативности труда педагогов, оценка и прогнозирование тенденции развития этой деятельности в образовательной организации.

Система мониторинга по профилактике детского травматизма может квалифицироваться: по области применения мониторинга (образовательный процесс, мероприятия по профилактике, условия безопасного пребывания обучающихся в образовательном пространстве и т.д); по способам сбора информации (непосредственное описание объекта мониторинга, не прибегая к каким-либо измерениям, процесс осуществления непосредственного измерения параметров объекта мониторинга, измерение параметров объекта мониторинга с использованием разработанных и принятых критериев и индикаторов в работе по профилактике детского травматизма, а также с использованием измерений с использованием системы критериев и показателей, относящихся только к системе профилактической работы).

Принятие решения образовательной организации в начале учебного года о проведении мониторинга системы работы по профилактике детского травматизма основывается на знании принципов, функции и требований мониторинга этой работы.

Организация проведения мониторинга должна базироваться на определенных требованиях, которые сформулированы в виде принципов и на функциях.

Принципы мониторинга:

– объективность информации (информация должна конкретной, полезной и полной для администрации образовательной организации);

– сравнимость данных (отслеживание результатов системы профилактике детского травматизма предполагает изучение изменений, происходящих в этой системе, а не только констатацию фактов);

– непрерывность (отслеживание результатов осуществляется постоянно);

– прогностичность (полученные данные позволяют прогнозировать дальнейшее функционирование системы, возможные изменения в путях достижения целей);

– целостность (получение необходимой и достаточной информации, исходя из обозначенной цели, установленной субъектом мониторинга);

– системность и точность;

– достоверность и надёжность;

– эффективность.

Основные функции мониторинга: информационная; стимулирующая; формирующая; коррекционная; контрольно-оценочная.

Для осуществления процесса проведения  мониторинга по профилактике детского травматизма необходимо знать, по каким направлениям проводиться мониторинг.

Направления мониторинга профилактики детского травматизма могут включать такие составляющие как:

– качество реализации мероприятий плана профилактической работы;

– результативность учебно-воспитательного процесса, освещающего профилактические мероприятия с обучающимися, педагогическими работниками, родителями;

– соответствие распорядительной документации целям и задачам профилактике детского травматизма;

– трудовая и исполнительская дисциплина педагогических работников;

– уровень методической работы педагогических работников в вопросах профилактике детского травматизма;

– качество и объективность работы комиссии по расследованию несчастных случаев с обучающимися;

– качество создание безопасных условий в образовательном процессе.

Вид измерения в процессе  мониторинговых исследований определяется исходя из направлений мониторинга. Какие же виды мониторинга можно использовать в процессе этой работы?

В зависимости от поставленной цели можно использовать следующие виды мониторинга:

– информационный для структурирования и распространения необходимой информации;

– базовый для выявления новых проблем, которые могут быть осознаны на уровне управления и поэтому исходя из выбранного объекта мониторинга, организуется постоянное слежение при помощи индикаторов мониторинга, которые его будут полно определять;

– проблемный для выяснения проблем, процессов, которые известны и насущны с точки зрения управления организацией работы по профилактике детского травматизма;

– управленческий для отслеживания и оценки эффективности и последствий принятых решений для определения динамики или качества влияния определенных факторов на выполнение тех или иных мероприятий в профилактической деятельности.

Помимо перечисленных выше видов измерения мониторинга есть еще такие виды как, динамический, сравнительный, диагностический, прогностический, стартовый, промежуточный, итоговый и др.

Организация мониторинга и анализ его результатов зависит от определенных факторов и условий. В процессе проведения мониторинга в профилактике детского травматизма контролю могут подлежать следующие факторы:

– качество инструментария;

– подготовленность и профессионализм специалистов;

– изменение экспертов в процессе измерений (при появлении соответствующего опыта);

– выбор объектов наблюдения;

– использование различных индикаторов оценивания объектов;

– изменение объектов наблюдения под влиянием окружающих условий.

Процесс проведения мониторинга работ по профилактике детского травматизма для получения результативности может оцениваться различными индикаторами такими как:

– соответствие запросу родителей и учащихся мероприятий, направленных на обеспечение жизни и здоровья во время образовательного процесса;

– соотношение доли обучающихся травмированных по половому признаку и возрасту;

– доля обучающихся изучающих меры безопасного поведения в различных жизненных ситуациях;

– доля обучающих, изучающих программы профилактики детского травматизма в школьной среде на различных уровнях общего образования (профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, профилактика безопасного поведения на объектах железнодорожной инфраструктуры, водного транспорта и т.д.);

– количество случаев травмирования в школе во время учебной и внеучебной деятельности;

– проведение профилактических мероприятий, проведение викторин, конкурсов, профилактическая работа с педагогами, родителями обучающихся.

Полученные результаты мониторинговых наблюдений, исследований в профилактике детского травматизма используется на соответствующих уровнях в образовательной среде: для директора и администрации образовательной организации, для социально-психологической службы, для классных руководителей и учителей предметников.

Организация проведения мониторинга по профилактике детского травматизма в образовательной организации

В соответствии с локальными актами образовательной организации для осуществления мониторинговых исследований в профилактике детского травматизма разрабатывается график проведения этапов мониторинга с указание времени проведения и ответственных исполнителей. Осуществление мониторинга предусматривает прохождение соответствующих этапов:

1-й этап. Организационный, включающий в себя выбор целей, выделение объектов мониторинга, определение форм, объема и времени на разработку и реализацию мер по проведению мониторинга, указание уровней (потребителей) использования результатов мониторинга, выбор методов сбора информации, определение решений, принимаемых на основе полученной информации, утверждение задания на проведение мониторинга.

2-й этап. Подготовительный, связанный с разработкой инструментария по сбору информации, с анализом нормативно-правовой базы, с определением выбора и описательных характеристик объекта, с определением способов обработки информации.

3-й этап. Сбор информации в соответствии с разработанным инструментарием (выбранными показателями, позволяющими оценить динамику того или иного критерия).

4-й этап. Анализ и оценка полученных параметров или результатов с целью выявления определенных проблем, систематизация полученной информации для принятия соответствующего решения.

5-й этап. Подготовка предложений для принятия различных управленческих решений в соответствии с уровнем проведения мониторинга, а также написание отчетов и рекомендаций (при необходимости).

Результаты мониторинга предназначены для принятия соответствующих управленческих решений и поэтому выработка рекомендаций выступает важным этапом в проведении мониторинга.

Определение объекта мониторинга направлено на необходимость оценивания его показателей или критериев, которые будут характеризовать наличие и развитие данного объекта.

Общие требования к показателям или критериям состоят в том, что они должны максимально охватить возможные проблемы и результаты в том или ином объекте, возможность их использования в практической составляющей управления объектом мониторинга и самое главное простота и надежность.

В процессе проведения мониторинга работы системы по профилактике детского травматизма по тому или иному направлению необходимо использовать критерии эффективности деятельности образовательной организации по профилактике.

Критерии эффективности деятельности образовательной организации по профилактике детского травматизма

1. Эффективность и действенность внутришкольного управления системой профилактики детского травматизма.

2. Эффективность и действенность инновационной работы в профилактике детского травматизма.

3. Состояние и продуктивность мероприятий, направленных на профилактику детского травматизма.

4. Состояние и действенность качества обучения учащихся различным мерам безопасного поведения.

5. Состояние работы с родительской общественностью.

6. Состояние информационной среды по профилактике детского травматизма.

7. Состояние межведомственного взаимодействия по профилактике детского травматизма.

8. Уровень профессиональной компетентности педагогических работников в вопросах профилактике детского травматизма.

Проведение мониторинга в профилактике детского травматизма для образовательной организации связано с оцениванием критериев в профилактике детского травматизма.

По результатам мониторинга необходимо помнить, что самая главная сфера применения результатов мониторинга – управление, которое направлено на повышение эффективности управляемой системы «Профилактика детского травматизма» в образовательном процессе.

Мониторинг в профилактике детского травматизма – это система сбора, обработки, хранения и распространения информации о состоянии направлений в системе профилактической работы с целью принятия управленческих решений по тому или иному объекту профилактических мероприятий.

Мониторинг в профилактике детского травматизма является весомым инструментом и эффективным средством управления системой профилактической работы образовательной организации, предусматривающей не только устранение вредных факторов воздействия на обучающихся, но и снижение уровня травмирования обучающихся в образовательном процессе.

Мониторинг как инструмент оценивания системы профилактики детского травматизма обеспечивает целесообразность, целеустремленность и основательность влияния такой системы на предупреждение травмирования обучающихся.

Список литературы:

1. Боровкова Т.И., Морев И.А. Мониторинг развития системы образования. Часть 1. Теоретические аспекты: Учебное пособие. Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004.
2. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. М.: Интеллект-Центр, 2005.
3. Майоров А.Н. Мониторинг в системе информационного обеспечения управления образованием. СПб: Образование и культура, 2002.
4. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
5. Цехмистрова Г.С., Фоменко Н.А. Управление в образовании и педагогическая диагностика. М.: Слово, 2005.
 
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.