Олейник Е.П. Программа развития психических познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы и творческих способностей обучающихся с ОВЗ

73
Олейник Елена Петровна,
педагог-психолог
ГБПОУ г. Москвы «Колледж малого бизнеса № 4»

 

Программа курса представляет собой методическое руководство по применению экспериментальных методик исследования лиц с нарушениями поведения и личностного развития, а также лиц с ограниченными возможностями здоровья; комплекса упражнения и заданий, направленных на развитие и коррекцию познавательной (когнитивной) сферы, эмоционально-личностной сферы и творческих способностей обучающихся.

Программа имеет практическое предназначение, может быть полезна для использования в работе педагогами-психологами в образовательной организации, клиническими психологами в медицинских учреждениях для работы с детьми, подростками и юношами в индивидуальном или групповом порядке.

Актуальность обусловлена тем фактом, что почти все обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, имеют серьезные проблемы в развитии познавательной, эмоциональной и поведенческой сфер личности. И для того, чтобы обучающиеся с такими особенностями могли быть успешным, им необходимо своевременное оказание психолого-педагогической помощи. Среди основных приемов работы можно выделить развивающие задания, игры, психотехнические упражнения, тренинги, направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, а также на формирование навыков адекватного социального поведения. Пролонгированная коррекционно-развивающая психологическая помощь оказывает благотворное влияние на развитие всех сфер личности обучающихся, позволяет осуществить мониторинг их развития.

Цели комплексной программы:

– коррекция отклонений психического развития, исправление или ослабление недостатков психофизического развития обучающихся с учетом особенностей их познавательной деятельности, индивидуальных возможностей и характера нарушений;

– включение обучающихся с проблемами развития в социальную среду, помощь в адаптации и реабилитации;

– создание условий для раскрытия потенциальных возможностей обучающихся.

Задачи комплексной программы:

– развитие психофизиологических функций (мелких мышц пальцев, координации движений и т.п.) и психических познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения и др.), обеспечивающих успешную учебную деятельность; 

– формирование у обучающихся положительной «я–концепции» и положительной концепции другого человека, мотивации достижения успеха, развитие эмоциональной сферы обучающихся и т.п.;

– повышение самооценки обучающихся и формирование адекватной оценки своих возможностей;

– развитие у обучающихся коммуникативных способностей, необходимых для успешной адаптации к обучению, снятие барьеров общения, а также формирование положительной мотивации и умений самостоятельной деятельности в обществе;

– развитие творческих способностей обучающихся;

– повышение родительской компетентности в вопросах психологического развития и здоровья ребенка.

Программа представлена тремя самостоятельными блоками, которые можно применять в работе  независимо друг от друга. Занятия проводятся два раза в неделю по 45 минут, некоторые упражнения предполагают дополнительную проработку (домашние задания). Каждый блок рассчитан на один месяц непрерывной работы психолога. Реализация программы – 24 часа (3 месяца). Основные этапы и формы реализации программы:

1) диагностический (проведение экспериментально-психологического исследования с использованием психологических методик с целью определения ведущих психологических проблем или отклонений);

2) консультативный – индивидуальное консультирование родителей по результатам психодиагностического исследования;

3) коррекционно-развивающий (по трем блокам);

4) аналитический – оценка результатов занятий посредством психодиагностики на выходе.

Предполагается, что конечные результаты прохождения обучающимися указанной программы отразятся на трех уровнях психической реальности. Во-первых, на повышении продуктивности учебной деятельности за счет тренировки и развития психической познавательной деятельности (памяти, внимания, мыслительной деятельности, речи и т.п.). Во-вторых, в реальном улучшении адаптации к образовательной организации за счет развития коммуникативных навыков и компетентности в общении, мотивации достижения успеха, развития эмоциональной сферы, повышения самооценки и т.п. В-третьих, на развитии творческого потенциала каждого обучающегося, его увлечениях и хобби.

Оценка результатов коррекционно-развивающей работы проводится с использованием психодиагностических методик, анкетирования и собеседования с родителями детей, проводимого дважды: до начала и после прохождения курса коррекционно-развивающих занятий.

Примерное содержание программы доступно в приложении.

Приложение доступно для скачивания по ссылке.

Список литературы:

1. Методические рекомендации для педагогов-психологов по проведению психологического тестирования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Под ред. Александровой Т.В. М., 2011.
2. Кузин В.С. Психология. М., 2012.
3. Психологические тесты. Под ред. Карелина А.А.: В 2 т., М., 2001.
4. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. М., 2007.
 
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.