Казакова А.И. Тренинг по социально-профессиональной адаптации: «Моя профессия – мой успех»

54
Казакова Алла Ивановна,
социальный педагог
ГБПОУ г. Москвы «Колледж малого бизнеса № 4»

 

Программа тренинга по социально-профессиональной адаптации «Моя профессия – мой успех» представляет собой методическую разработку, направленную на решение актуальных задач связанных с процессом адаптации к своей  профессии обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

Проблема профессиональной адаптации молодёжи всегда была актуальна, но не стояла так остро как в настоящее время. С каждым годом количество выпускников всех уровней профессионально образования, трудоустраивающихся по специальности уменьшается. Особенно остро встает вопрос о социально-профессиональной адаптации обучающихся с особенными образовательными потребностями. В последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция проблемности интеграции таких обучающихся в общество. Но, тем не менее, каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям.

Социально-профессиональная адаптация – это, прежде всего, приспособление, привыкание человека к требованиям профессии, усвоение им производственно-технических и социальных норм поведения, необходимых для выполнения трудовых функций и к новым для него условиям труда.

Процесс социализации детей с нарушением интеллекта сложен, а их интеграция в общество по окончании школы проблемна и далеко не всегда успешна. Интеллектуальная недостаточность означает значительное ослабление умения приспосабливаться к социальным требованиям общества.

Проблема социально-профессиональной адаптации актуальна тем, что многие обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья попадают в колледж не по собственному выбору, а по выбору родителей, воспитателей, которые считают что для них это более подходящая профессия, при этом исходя из достаточно узкого спектра профессий подходящих для людей с интеллектуальной недостаточностью. В этом контексте, период профессионального обучения в колледже приобретает важное значение: именно здесь молодым людям с нарушенным интеллектом предоставляется возможность не только получить профессию, но и пройти адаптацию к жизни и труду в среде нормально развивающихся людей.

От успешности социально-профессиональной адаптации будет во многом зависеть и успешность формирование профессиональных знаний и умений, и адаптация к социуму.

Необходимость проведения дополнительной работы, способствующей успешной социально-профессиональной адаптации очевидна.

Правильная коррекция (при невозможности компенсация) недостатков, связанных с особенностями развития, социальным положением подростка, особенно в период адаптации к профессии даёт возможность формирования первоначального багажа социально-профессиональных  навыков, необходимых для успешной интеграции в социальную жизнь.

Цель программы: способствовать успешной социально-профессиональной адаптации к профессии, обучающихся с особыми образовательными потребностями (с умственной отсталостью).

Задачи программы:

– формирование положительной мотивации к выбранной профессии;

– расширение представлений о себе;

– формирование адекватной самооценки;

– формирование положительного отношения  к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;

– позитивный настрой в отношении своего ближайшего будущего;

– знакомство  со способами реализации профессионального выбора;

– выравнивание коммуникативных отношений со сверстниками;

– развитие навыков саморегуляции.

Специфика работы с обучающимися с интеллектуальной недостаточностью имеет существенные особенности, такие как:

1. Дозированность информации.

2. Повторяемость (структуры, упражнений на закрепление приобретенных навыков).

3. Работа над понятиями, т.к. часто обучающиеся не знают, какой смысл стоит за предъявленным словом.

4. Коррекционно-развивающая направленность (через занятие добиваться снятия эмоционального напряжения,  развитие когнитивных процессов).

5. Повышение уровня социальной адаптации, совершенствование коммуникативных навыков (умение жить в группе, встраиваться в модели ситуаций, понимать других людей).

6. Формирование адекватной самооценки (критичность мышления, оценить себя и других).

Программа тренинга социально-профессиональной адаптации «Моя профессия – мой успех» рассчитана на 8 занятий от 40 минут до 1 часа, занятия проводятся 1–2 раза в неделю и рассчитаны на группу численностью 7–15 человек, возраст от 16–20 лет.

Именно работая в группе обучающиеся получат возможность высказывать свои мнения и обсуждать ситуации, связанные с профессиональным будущим, выражать свои мысли. Опыт переживаний в группе становится важным эмоциональным компонентом социально – психологической активности обучающихся в создании профессиональной перспективы.

Поскольку обучающиеся с ограниченными интеллектуальными возможностями быстро утомляются, то важно иметь четкую структуру каждого занятия. Структура занятия позволяет обучающимся держаться в рамках занятия, способствует преодолению характерных трудностей, концентрации внимания, произвольной организации деятельности. Важна частая смена видов деятельности. Структура занятия включает в себя следующие виды упражнений и формы групповой работы, представленные в определённой последовательности:

1. Приветствие.

2. Упражнения – активаторы, используемые для создания доброжелательной рабочей  обстановки, сплочения группы, эмоционального объединения.

3. Разминка в виде игры или упражнения, способствующая вовлечению в групповую деятельность.

4. Упражнения, направленные на активизацию процесса самопознания, повышение собственной значимости, формированию адекватной самооценки.

5. Упражнения, способствующие формированию позитивной мотивации к профессии. Интерактивные, моделирующие, профориентационные игры.

6. Групповые дискуссии, как способ развития способностей к анализу и прогнозу ситуаций.

7. Анализ актуального состояния каждого члена группы. Подведение итогов.

8. Упражнения на саморегуляцию.

9. Прощание.

Ожидаемый результат:

В результате реализации программы тренинга «Моя профессия – мой успех» обучающимися будет достигнут определённый уровень устойчивой положительной мотивации к овладению профессиональными навыками в процессе обучения, адаптации к новым социально-профессиональным условиям, уверенности в своих силах, применительно к реализации себя в будущей профессии, а также развития адекватной самооценки, коммуникативных навыков, необходимых для реализации профессионального выбора. 

Тематический план занятий доступен в приложении.

Приложение доступно для скачивания по ссылке.

Список литературы:

1. Бизюлева Г.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов. М.: НОУ ВПО Москвоский психолого-социальный институт, 2008.
2. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. Методическое пособие. М., 2008.  
3. Романова Е.С., Коган Б.М., Свистунова Е.В., Ананьева Е.В. Учимся сотрудничать: Комплексный подход к профориентации и профконсультированию подростков с ограниченными возможностями здоровья. М.: Издательский центр «Академия», 2012.
4. Шевченко М.Ф. Как стать успешным. СПБ., 2007.
 
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.