Использование магнитной доски в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста

117
Богавиева Светлана Алексеевна,
педагог-психолог
ГБОУ г. Москвы «Школа № 962»,
Большакова Ольга Венедиктовна,
учитель-дефектолог
ГБОУ г. Москвы «Школа № 962»,

Одним из главных достоинством магнитной доски является то, что дети учатся получать информацию с вертикальной поверхности, что крайне необходимо в современном мире высоких технологий. Кроме того, дети готовятся к обучению в школе, где также широко используется доска.

При работе с магнитной доской можно одновременно пользоваться магнитами, мелом и маркерами. Подвижные створки магнитной доски позволяют прятать от глаз детей часть информации, которая потребуется не сразу, включать в образовательный процесс сюрпризные моменты, проводить игры развивающие память.

Фотография 1

Пособия для магнитной доски можно изготовить самостоятельно, используя магнитную основу и картинки, а можно купить в магазине.

Магнитную доску в работе с детьми  можно использовать для:

– формирования элементарных математических представлений;

– конструирования;

– рисования – цветными мелками или маркерами;

– составления узоров из мозаики и геометрических фигур;

– обучения рассказыванию;

– выставки детских работ или фотографий;

– для наглядного поощрения правильных ответов детей.

При формирования элементарных математических представлений на доске можно размещать материал для пересчета заданного количества элементов, выделение заданного количества элементов из множества, для решения простых задач (сравнение множеств, сложение, вычитание), для закрепления порядковых числительных.

Например, игра «Зайчики пришли в гости»: ребенку предлагается пересчитать зайчиков, которые пришли в гости в детский сад (пересчет заданного количества элементов и выделение итога счета). Затем ребенок перемещает зайчиков назад «в лес» (их испугала лисичка), и педагог просит вернуть заданное количество зайчиков (выделение заданного количества из множества). Далее ребенку предлагается угостить зайчиков морковкой, которая спрятана на подвижной створке доски и выяснить всем ли зайчикам хватит морковок? (Сравнение множеств.) Если хотя бы одному зайчику не хватило морковки, ребенку предлагается решить эту проблемную ситуацию – или дорисовать необходимое количество морковок мелом или добавить картинки.

Фотография 2

Для закрепления порядковых числительных можно предложить игру «Звери пришли в гости к зайчику». Педагог на доске выкладывает картинки с изображением разных зверей и рассказывает, что первым пришел слон, вторым – медведь и т.д. Ребенку предлагается запомнить порядок, в котором приходили звери. Затем, с помощью подвижной створки доски картинки закрываются и ребенку предлагается вспомнить и расставить зверей в том же порядке.

Кроме того, наглядно знакомя детей с понятиями «сложение» или «вычитание», мы можем добавлять или убирать размещенные на доске картинки.

При использовании магнитной доски в конструировании можно знакомить детей с понятием «схема», обучать строить по схеме, выкладывать схему к готовым постройкам, самостоятельно придумывать схему и строить по ней.

Например, в игре «Строители» педагог на доске выкладывает схемы деталей конструктора (треугольник – призма, квадрат – кубик, прямоугольник – кирпичик), а дети по схеме подбирают детали из строительного набора. Затем можно предложить детям собрать дом по той схеме, которую выкладывает на доске педагог.

А в игре «Архитекторы» дети выкладывают на доске схему постройки, которую создал взрослый из строительного набора.

Можно предложить детям создать постройку по памяти: взрослый показывает детям схему, просит ее запомнить, затем с помощью подвижной створки доски закрывает изображение и предлагает детям воспроизвести постройку из строительного набора. Затем изображение открывается и дети проверяют правильность выполнения задания.

В игре «Архитекторы и строители» детям предлагается самостоятельно придумать на доске схему и по ней построить дом из конструктора.

Фотография 3

Кроме того, можно проводить игру «Ошибка строителя», когда взрослый заведомо ошибается в постройке дома по схеме, а ребенок должен найти и исправить ошибку. Эти задания развивают пространственное мышление, творческое воображение, конструктивные навыки детей.

Для этой же цели служат задания по ориентировке на плоскости доски. Ребенку предлагается найти верхний правый, нижний левый угол доски и т.д. Это помогает ребенку в дальнейшем легче ориентироваться в тетради.

Фотография 4

На магнитной доске можно рисовать маркерами или мелом. Можно рисовать прямые линии, лабиринты, а можно создавать целые игровые сюжеты, совместно используя мел, маркеры и картинки. Это развивает творческое воображение, речь детей, их желание быть автором новых сказок и историй.

Фотография 5

На доске можно рисовать одновременно двумя руками мелом или маркерами, это развивает координацию движений, мелкую и общую моторику.

А с помощью цветных магнитов разного размера можно завершать незаконченные изображения. Все эти очень нравятся детям.

Фотография 6

Читающим детям можно предложить задания с буквами из магнитной азбуки: «Прочитай слово», «Придумай как можно больше слов из заданных букв», задания на словоизменение (например: «Какую букву нужно заменить, чтобы из слова КОТ, получилось слово РОТ?») и т.д.

Фотография 7

Кроме того, детям можно предложить нарисовать прочитанное слово (игра «Художник – иллюстратор»), угадать по рисункам, какое у кого слово, предварительно закрыв слова подвижными створками доски.

Предложенные выше задания можно разнообразить и варьировать в зависимости от возраста и возможностей детей.

При помощи магнитной доски можно успешно развивать у детей навыки конструктивной, изобразительной деятельности, пространственную ориентировку на плоскости, совершенствовать такие психические процессы как восприятие, мышление, творческое воображение, память и речь.

По QR-коду и мобильному приложению Вы сможете наглядно увидеть в фильме варианты упражнений на магнитной доске в образовательной деятельности дошкольников.

Изображение 1

Вы также можете просмотреть фильм, перейдя по прямой ссылке.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.