Танграм для дошкольников: древняя игра в современном детском саду

96
Леонтьева Любовь Михайловна,
учитель-дефектолог (тифлопедагог) ДО-2 «Улыбка»
ГБОУ г. Москвы «Гимназия № 1748 «Вертикаль»»,

Танграм – древняя игра, которая эффективно развивает современных детей.

Фотография 1

Танграм появился около двух с половиной тысяч лет в древнем Китае, и с тех пор игра пользуется заслуженной популярностью у взрослых и детей. Эта несложная головоломка под силу уже трехлетнему малышу, а усложняя и дополняя задания, ее можно успешно использовать в занятиях с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Танграм способен увлечь не только детей, но и взрослых. Известный математик и писатель Льюис Кэрролл был энтузиастом этой удивительной игры. Наполеон взял с собой в изгнание на о. Св. Елены книгу с задачами для Танграма.

Фотография 2

Эта игра поможет детям запомнить названия геометрических фигур, их свойства, отличительные признаки, научит определять форму предметов зрительным и осязательно-двигательным способом. С помощью этой игры-головоломки дети освоят навыки зрительного анализа сложных геометрических форм, смогут практически видоизменять плоскостные геометрические фигуры и создавать на их основе новые изображения.

В результате использования Танграма у детей эффективно будут развиваться зрительное внимание, память, воображение, логическое и конструктивное мышление, будут совершенствоваться навыки ориентировки в пространстве, зрительно-моторная координация, произвольность поведения: умение играть по правилам и четко выполнять инструкции.

Фотография 3

Игра Танграм предназначена как для индивидуальных упражнений с ребенком, так и для групповых форм работы, в самостоятельной и совместной со взрослыми игровой деятельности.

Фотография 4

Изготовить Танграм несложно, не зря его часто называют «головоломкой из картона». Нам понадобится квадрат из плотного картона или пластика. Оптимальная длина стороны – 8 сантиметров. Важное условие – квадрат должен быть окрашен с обеих сторон.

Фотография 5

Квадрат необходимо разрезать на 7 частей: 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, параллелограмм и квадрат. Эти детали называются танами. Таны складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, букву или цифру и т.д.)

При решении головоломки требуется соблюдать два условия: первое – необходимо использовать все семь танов танграма, и второе – таны не должны накладываться друг на друга. Если предлагать для игры ребенку детали разного цвета, малыш заодно усвоит и запомнит цвет фигур, а те, кто постарше – смогут соотносить и дифференцировать детали изображений по оттенкам цвета.

Первый этап освоения игры Танграм предполагает знакомство с танами. Детям предлагаются упражнения, направленные на формирование представлений о геометрических фигурах, их сходстве и различиях. Развивается восприятие цвета, мыслительные операции анализа и синтеза.

Фотография 6

Игровые упражнения, которые можно предложить ребенку на этом этапе:

– «Найди отличия» («Чем отличаются фигуры? – Формой, цветом, величиной»);

– «Выбери по цвету» («Фигуры какого цвета ты выберешь себе?»);

– «Раздели фигуры на группы»;

– «Найди похожие фигуры»;

– «Что на что похоже?».

Второй этап освоения игры Танграм предполагает развитие у дошкольников элементарных пространственных представлений, умений анализировать и воспроизводить несложные комбинации из танов, геометрического воображения.

Фотография 7

Задания для детей на втором этапе:

– Педагог предлагает детям придумать, во что можно «превратить» два треугольника; треугольник и квадрат и т.д.

– Проблемная ситуация: из каких фигур и каким способом можно создать заданную фигуру (прямоугольник, квадрат большой треугольник и т.д.).

– Детям предлагается несколько образцов изображений. Необходимо убрать те из них, которые невозможно сложить из заданных фигур.

– Задание на развитие творческого воображения с элементами соревнования «У кого какая конфетка (бантик, домик и т.д.) получится?».

– Педагог предлагает детям сравнить созданные «домики» и изменить размеры крыши.

– Задания на анализ образца и его воспроизведение: «У меня получилась рыбка. Сколько фигур мне понадобилось? В какую сторону плывет моя рыбка? А твоя?».

На следующем этапе дети овладевают умениями последовательно анализировать детальный, силуэтный и контурный образцы; создавать на их основе сложные композиции.

Задания необходимо усложнять по мере освоения детьми каждого уровня игры: эффективнее всего использовать вначале монохромное изображение, постепенно переходя к фигурам разного цвета. Размеры танов образца и тех, что предлагаются ребенку, на первых порах должны быть идентичны.Ребенок постепенно переходит от выкладывания фигур на образец к самостоятельному созданию изображений на отдельной плоскости. Для усложнения задания можно предлагать образец меньшего или большего размера.

Фотография 8

Задания для детей:

– Педагог вместе с ребенком определяет, что изображено на образце, какие фигуры понадобились для его создания.

– Из нескольких наборов Танграм предлагается отобрать те фигуры, которые необходимы для воспроизведения заданных образцов; сравнить, для какой картинки какие таны понадобились.

– «Найди ошибку». Детям предъявляется для анализа два  изображения, не соответствующее заданному образцу. Игровая задача – найти ошибку.

– «Найди отличия». Детям предлагаются картинки, несущественно отличающиеся друг от друга.

– «Исправь ошибку». Игровая задача – найти ошибку в воспроизведении образца и исправить ее.

«Высшим пилотажем» игры Танграм считается создание изображений по детальным, силуэтным либо контурным образцам. На каждом этапе освоения этой головоломки есть место творчеству, полету фантазии, радости вдохновения. Предложите Вашим детям игру Танграм – и убедитесь в этом сами!

По QR-коду и мобильному приложению Вы сможете наглядно увидеть в фильме серию развивающих, увлекательных заданий разработанных для игры Танграм.

Изображение 1

Вы также можете просмотреть фильм, перейдя по прямой ссылке.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.