Пасека Л.С. Индивидуализация и дифференциация обучения лиц с ОВЗ. Изготовление чехла для телефона

70
Пасека Любовь Сергеевна,
мастер производственного обучения
ГБПОУ г. Москвы «Московский многопрофильный техникум им. Л.Б. Красина»,

«Индивидуализация и дифференциация обучения лиц с ОВЗ».

Методика обучения лиц с ОВЗ с использованием технологической карты на примере проведения практического занятия по профессии «Пошивщик изделий».

Тема: «Изготовление чехла для телефона».

1. ОВЗ – ограниченные возможности здоровья.

2. Технологическая карта – развернутое описание технологии создания изделия и одновременно дидактический инструмент, организующий самостоятельную познавательную и практическую деятельность обучающихся.

3. Принцип коррекции и компенсации — один из принципов коррекционной педагогики.

4. Профессиональные знания, умения и навыки — комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения конкретных профессиональных операций.

5. Общие компетенции — личностные качества, обуславливающие успешную профессиональную и социальную практику индивида.

6. Оплетка – способ соединения деталей кожаного изделия и его декорирования без применения швейного оборудования.

Введение

Длительный опыт работы мастером производственного обучения и преподавателем профессиональных дисциплин позволил автору статьи убедиться в том, что профессиональное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость, VII вид) требует постоянного поиска особых дидактических средств, внедрения в практику преподавания специальных методик и педагогических технологий. Данный вывод основывается, в первую очередь, на таких психофизиологических особенностях обучающихся, как:

  • замедленное восприятие, обусловленное неустойчивостью активного внимания и повышенной утомляемостью;
  • нарушение памяти (в первую очередь, кратковременной оперативной);
  • низкий уровень абстрактного мышления, слабое развитие способности к общению, анализу, синтезу, установлению причинно-следственных связей;
  • преобладание конкретно-ситуативной оценки действительности;
  • низкий уровень переносимости физических и психических нагрузок;
  • слабое развитие временных и пространственных представлений.

Чтобы реально мотивировать обучающихся с умственной отсталостью к овладению профессией и дальнейшей профессиональной деятельности, преподаватель должен опираться в своей работе на принцип коррекции и компенсации, который требует гибкого соответствия коррекционно-педагогических технологий и индивидуального подхода характеру нарушений у ребенка, их структуре и выраженности. В практике обучения пошивщиков кожгалантерейных изделий данное положение Л.С. Выготского реализуется через постепенное усложнение учебных задач без увеличения объема работы. Если на начальном этапе длительное время работать над освоением несложных, однотипных операций, обучающиеся почувствуют себя уверенно, окажутся в ситуации успеха и, таким образом, будут лучше подготовлены к следующим этапам профессионального развития.

Принцип коррекции и компенсации предполагает также максимальную конкретизацию процесса обучения, обусловленную психомоторными расстройствами обучающихся, и предопределяет доминирование в работе преподавателя наглядно-практических методов обучения: метода ситуаций, погружения в материально-пространственную среду, многократного повторения и практического закрепления, усвоения одного и того же материала различными способами.

Рассмотрим, как данные методы используются преподавателем дисциплины «Технология кожгалантерейных изделий» при работе в группе обучающихся по профессии «Пошивщик  изделий» (тема «Изготовление чехла для телефона»).

Прежде всего, важно обратить внимание на комплексную цель учебного занятия, интегрирующую профессиональное и общее развитие личности обучающихся с ОВЗ. Наряду с чисто профессиональными знаниями и навыками (знакомство со способами и овладение приемами оплетки и т.п.), занятие направлено на формирование творческого мышления, интеллектуальных и коммуникативных навыков (самостоятельная работа с источниками информации, ее анализ и критическая оценка), а также – на развитие эмоциональной сферы и повышение самооценки учащихся коррекционных групп.

Успешному достижению цели учебного занятия во многом способствует грамотно разработанная преподавателем технологическая карта. Технологическая карта – это развернутое описание технологии создания изделия и одновременно дидактический инструмент, организующий самостоятельную познавательную и практическую деятельность обучающихся. Наличие технологической карты позволяет гармонично сочетать на занятии словесно — наглядные, словесно — демонстрационные и практические методы обучения, применять индивидуальные, фронтальные и групповые формы работы

Технологическая карта практического занятия «Изготовление чехла для телефона» включает следующие позиции:

  •  описание изделия, его потребительские свойства и функциональное назначение;
  •  характеристику оплетки – способа соединения деталей кожаного изделия и его декорирования без применения швейного оборудования;
  •  описание технологии различных  вариантов оплетки (простая оплетка одинарным стежком, оплетка двойным стежком, венецианская оплетка и др.);
  •  рекомендации по выбору материала для изготовления изделия;
  •  перечень и размеры деталей;
  •  рекомендации по раскрою;
  • алгоритм работы над изделием;
  • рисунки, фотографии.

Для достижения поставленной комплексной цели учебное занятие разбивается на три этапа. Целью первого является узнавание, то есть способность обучающихся опознавать, идентифицировать оплетку того или иного вида, ту или иную деталь чехла (с опорой на технологическую карту или без ее использования). Обучающиеся выполняют задания первого этапа после прочтения (вслух или про себя) технологической карты, подробного рассмотрения графических материалов (фотографий, картинок и проч.), прослушивания объяснение преподавателя.

Следующий этап – этап воспроизведения, предполагает овладение алгоритмом работы: обучающиеся запомнили содержание и последовательность основных производственных операций, сделали самостоятельные зарисовки и записи, упростив преподавательский текст, пересказали алгоритм друг другу, оценили знания товарищей, отчитались перед преподавателем. Этот этап работы совершенствует коммуникативную компетентность обучающихся, навыки взаимопомощи и работы в команде.

Наиболее значительным, безусловно, является этап продуктивной деятельности, когда обучающиеся самостоятельно работают над изделием, используя технологическую карту и полученные знания.

Важно отметить, что использованная технологическая карта включает вариативные производственные операции: обучающиеся имеют возможность выбрать более простую или сложную форму оплетки. Таким образом, у них развиваются навыки объективной самооценки, формируется умение прогнозировать результат деятельности, развивается инициативность, художественный вкус: ведь чем сложнее оплетка, тем красивее готовое изделие.

Использование технологической карты позволяет ребятам работать в удобном для них режиме. Кто-то легко справляется с первым этапом и быстро переходит ко второму, кому-то необходимо многократное прочтение и длительное изучение дидактических материалов. Преподаватель в этой ситуации меняет свою традиционную роль спикера на роль наставника-консультанта, что позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, удовлетворить потребность обучающихся в личном общении, а в итоге повысить качество обучения и усилить мотивацию к будущей профессиональной деятельности.

Практическое занятие:

 «Изготовление чехла для телефона».

Цель – формирование знаний, умений и навыков по изготовлению изделий художественного прикладного творчества, обеспечивающих профессиональную адаптацию обучающихся.

Дидактическая: выработать умение применять знания и умения при выполнении оплетки;  ознакомить со способами оплетки; научить владению приемам оплетки.

Развивающая: научить работать с дополнительной литературой и другими источниками информации; способствовать формированию критического мышления; совершенствовать умение анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.

Воспитательная: вовлечь в активную практическую деятельность; совершенствовать навыки общения.

Задачи:

  • в процессе занятий привить интерес к творчеству,
  • развить интеллектуальную деятельность с помощью развития моторики в процессе изготовления изделий;
  • реализовать себя через творческую деятельность позитивного эмоционального фона;
  • развитие мотивации труда, творческих способностей подростков;
  • формирование гармонично развитой личности обучающихся;
  • повысить свою самооценку, что особенно важно для обучающихся коррекционных групп.

 

Структура занятия

Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению новых знаний.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и цели урока.
  3. Изложение нового материала:

показ видов оплетки, объяснение способов изготовления,

демонстрация  правильных приемов выполнения оплетки.

  1. Проверка усвоения нового материала:  устный опрос, опознавание деталей и видов оплетки по образцам.
  2. Практическое применение знаний и умений. обучающиеся выполняют изготовление чехла с использованием технологических карт. Мастер отслеживает работу каждого обучающегося, помогает при затруднениях.
    1. Дополнительные разъяснения и показ приемов работы
    2. Подведение итогов работы, анализ ошибок.

Оплетка

Оплетка — это наиболее распространенный способ соединения деталей кожаного изделия и его декорирования без применения швейного оборудования. При выполнении оплетки края изделия перфорируют и через отверстия протягивают кожаный ремешок. Для перфорации можно использовать круглые или овальные пробойники и стамески. Можно перфорировать соединяемые детали по отдельности, но лучше склеить края деталей до перфорирования и пробивать их вместе. Диаметр отверстий под оплетку должен быть 5-10 мм, ширина ремешка-около 6 мм, центры отверстий обычно размещают на расстоянии 5-6 мм от края. В зависимости от изделия, его размера, толщины используемой кожи, вида оплетки эти размеры можно изменять.

Отверстия пробиваются с помощью пробойников. Диаметр и форма отверстий зависит от вида и размера режущей кромки.

Пробойники

Виды оплетки.

  1. Простая оплетка одинарным стежком.

 Последовательность выполнения работы:

Выполнение одинарной оплетки

  1. Оплетка двойным стежком.

Последовательность выполнения работы:

  1. Шнурок нужно протягивать сквозь каждое отверстие дважды, а через отверстие угловое – 4 раза. Такой вид оплетки позволяет полностью скрыть край изделия.

Выполнение двойной оплетки

  1. Венецианская оплетка.

Последовательность выполнения работы:

 

Выполнение венецианской оплетки

Украшение стенок с помощью оплетки.

Последовательность выполнения работы:

  1. Разметка местоположения отверстий.
  2. Пробивка отверстий.
  3. Выполнение плетения.

 

 

 

 

 

 

 

Способы украшение стенок

 

Украшение стенок аппликацией.

Описание внешнего вида

Данное изделие предназначено для ношения и хранения телефона. Состоит из двух стенок и ботана. Способ изготовления невыворотный. Выполняется без применения швейного оборудования с помощью оплетки.

Данное изделие может быть выполнено из натуральной или искусственной кожи

Размеры изделия зависят от размеров телефона.

Детали кроя

Стенки – 2 детали, ботан, ручка

Используемые инструменты:

-Пробойник,

-молоток,

-линейка,

-карандаш,

-ножницы.

-плита для пробивки отверстий

Последовательность изготовления

Пробивка отверстий производится ручным пробойником и молотком по заранее намеченным точкам, на одинаковом расстоянии друг от друга. Первое отверстие пробивают в углу детали, остальные — на одинаковом расстоянии друг от друга (7-9 мм). Углы детали закругляют для обеспечения равномерного распределения ремешка вокруг угла.

Переднюю стенку чехла можно украсить бусинами, пайетками, аппликацией.

Пришивание украшений на переднюю стенку по заранее намеченным линиям ручным ниточным швом с закреплением

Изготовление ручки (данная ручка сплетена из трех полос)

Сборка стенок с ботаном с помощью оплетки.

Один конец ручки вклеивается между 2 деталями изделия. После того как клей высохнет, можно начинать оплетение. Сначала пропустите шнур через первое отверстие, затем, обернув его вокруг края, проденьте через следующее отверстие.  Последовательно проводите плетение. Необходимо следить, чтобы детали были соединены без перекосов.

Готовое изделие

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Большое значение для всех обучающихся, а особенно для ребят с ОВЗ имеет оценка их работ, данная преподавателем и другими взрослыми. Поэтому по итогам такого занятия обычно проводятся выставки работ, на которые приглашаются обучающиеся группы «норма», мастера производственного обучения, преподаватели, родители. Высокая оценка гостей выставки мотивирует будущих пошивщиков к овладению профессиональными знаниями и навыками, помогает снять психологические зажимы, укрепляет веру в себя.

В некоторых случаях возможно проведение конкурса с присуждением призовых мест, однако надо иметь в виду, что поражение чаще всего вызывает у учащихся с ОВЗ негативные реакции, чувство ревности к успешным товарищам, снижение интереса к учебе. Несколько примиряющими факторами могут стать поощрительные призы и призы зрительских симпатий. Но поскольку все это требует дополнительных материальных вложений, практика проведения конкурсов готовых изделий не может быть регулярной.

Серьезным стимулом для обучающихся становится интерес к изготовленным изделиям, проявленный, например, в ходе благотворительных акций в отелах социальной защиты населения. Сознание своей нужности, социальной востребованности буквально окрыляет молодых людей, помогает преодолеть многочисленные трудности, с которыми они ежедневно сталкиваются в процессе обучения.

Идет не только освоение профессии, но и максимальное закрепление уже имеющихся навыков, адаптация обучающихся в техникуме, в рабочем коллективе, в обществе.

По результатам наблюдений можно сделать вывод, что те обучающиеся, которые пришли учиться по желанию, добиваются хороших результатов и готовы к концу второго курса работать и жить в обществе самостоятельно.

Список литературы

1.Кулинова Г.П. Как обучать профессии учащихся с нарушениями интеллекта [Текст]: методическое пособие / Г.П.Кулинова.-М.:Арктика,2006.

2. Выготский Л.С. Психология развития человека. Лекции по психологии. М., ЭКСМО, 2005.

3. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения [Текст]

4.Л.Н. Резванова, Н. В, Щербакова, В. Т. Прохоров, Т. М. Осина. Технология кожгалантерейных и шорно-седельных изделий. Феникс, 2008.

5.Волшебный мир кожи Торг. Прайс товаров и услуг в интернете.

6. Ж.Б. Николаева, В.В. Руднев, И.В. Кошель, «Кожгалантерейная промышленность», справочник, М., Легпромбытиздат, 1985г.

7. Т.В. Ананина Художественные изделия из кожи, М., издательство Российского Университета Дружбы Народов, 1994 г.

8. Литература Художественное проектирование изделий из кож. У.А. Бастов; Москва. «Легкопромиздат» 1995 год.

9. Энциклопедия Технологий и методик http://patlah.ru/etm/etm-01/teh%20koza/hydoz_koza/hydoz_koza-2.htm

10. Кожгалантерея: источник: http://www.znaytovar.ru/s/kozhgalantereya.html

Энциклопедия Технологий и методик http://patlah.ru/etm/etm-01/teh%20koza/hydoz_koza/hydoz_koza-2.htm

10. Стильная бижутерия своими руками. Бусы, браслеты, серьги, пояса, ободки и заколки http://lib.rus.ec