Субботина Т.В. Организация планирования работы по профилактике детского травматизма в образовательной организации

160
Субботина Татьяна Валентиновна,
методист
ГБОУ ГМЦ ДОгМ,

 

Актуальность. Проблема планирования работы по профилактике детского травматизма является актуальной задачей стоящей перед образовательной организацией. 

План – это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. 

Планирование – это научно обоснованная организация педагогического процесса образовательной организации, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость.

Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность системы работы по профилактике детского травматизма. Целенаправленное и четкое планирование помогает педагогам избежать многих ошибок и отрицательных явлений. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы и конкретные пути решения поставленных задач.

В планах должен быть представлен весь комплекс мероприятий по профилактике всех видов травматизма.

В настоящее время образовательные организации могут осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых форм работы, ориентированных на интересы педагогического коллектива и родителей.

В современных условиях существенно повышается роль планирования в управлении образованием. Грамотно составленный комплексный план по предупреждению и профилактике травматизма обучающихся, поможет администрации и педагогическому коллективу образовательной организации осуществлять профилактические мероприятия.

В проектирование деятельности по профилактике детского травматизма включаются: администрация, педагоги образовательной организации, родительская общественность. На правах партнеров они вносят предложения содержательного и организационного характера.

Существует несколько важных условий, которые необходимо соблюдать при планировании:

– объективная оценка уровня работы по профилактике травматизма в момент планирования;

– выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с возрастным составом детей;

– четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;

– выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а, значит, получить планируемый результат.

Не менее важным условием реального планирования работы является учет особенностей возрастного состава детей, конкретного педагогического коллектива, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также профессиональной компетентности педагогов.

План может корректироваться и уточняться в процессе его реализации.

Комплексный план мероприятий по предупреждению и профилактике травматизма обучающихся может состоять из следующих разделов:

1. Организационные мероприятия, которые могут включать:

– анализ уровня травматизма в образовательной организации;

– утверждение регламента действий сотрудников при несчастных случаях с обучающимися;

– обследование и акты-разрешения на проведение занятий в кабинетах химии, физики, информатики и т.п.;

– издание приказов о назначении ответственных за безопасность обучающихся (при проведении занятий в кабинетах, особенно повышенной опасности, спортивном зале, при проведении массовых мероприятий) при проведении экскурсий, туристических походов, спортивных мероприятий;

– издание приказов об организации дежурства педагогического состава и назначении: дежурных администраторов, дежурных учителей, дежурных классов;

– организация контроля за обеспечением безопасных условий пребывания детей в образовательной организации;

– мониторинг технического и санитарного состояния учебных кабинетов, спортивных залов, столовой;

– ведение школьной документации по профилактике детского травматизма;

– контроль организации проведения массовых и выездных мероприятий.

2. Профилактические мероприятия, которые могут включать:

– выполнение гигиенических требований к условиям обучения в образовательной организации;

– изучение обучающими правил поведения, внутреннего распорядка образовательной организации;

– обучение обучающихся правилам и приемам безопасной работы в ходе выполнения учебных задач;

– проведение во время перемен динамических пауз;

– тематические классные часы;

– проведение тематических недель, конкурсов, лекций, бесед, экскурсий;

– проведение пешеходных экскурсий с целью изучения особенностей организации дорожного движения рядом с образовательной организацией;

– участие в профилактических мероприятиях округа и города;

– тематических встреч с представителями ГИБДД, Роспотребнадзора, правоохранительных органов, Московской железной дорогой, Московского метрополитена, медицинских учреждений;

– проведение рейдов по профилактике детского травматизма членами Управляющего совета, родительского комитета, Совета старшеклассников;

– систематическая индивидуальная работа социального педагога, педагога-психолога и классных руководителей с нарушителями дисциплины (следует обратить внимание на случаи, связанные с поведением, содержащим элемент физического насилия по отношению к окружающим).

3. Информационные мероприятия. В их содержание может быть включено:

– выступление на педагогических советах, участие в работе методических объединений классных руководителей и учителей-предметников по регламенту действий педагога в случае получения ребенком травмы;

– мероприятия по разработке информационных материалов для обучающихся, педагогов, родителей по предупреждению детского травматизма;

– изготовление и тиражирование методических материалов по теме: «Профилактика детского травматизма»;

– публикация статей и выступление в СМИ;

– изготовление и распространение буклетов, плакатов, памяток;

– ведение информационной страницы на сайте образовательной организации;

– подготовка и размещение тематических стационарных стендов для обучающихся, например: правила дорожного движения, поведение при пожаре и т.п.

4. Работа с родительской общественностью:

– повышение уровня грамотности родителей, формирование у них ответственности в деле предупреждения травм и несчастных случаев;

– проведение тематических родительских собраний;

– участие родителей в проведении классных часов, общешкольных мероприятиях;

– рассмотрение вопросов профилактики детского травматизма на заседаниях родительских комитетов классов, школы, на заседаниях Управляющего совета;

– привлечение сотрудников ГИБДД, Роспотребнадзора, МЧС к работе с родителями.

5. Повышение профессионального уровня педагогических работников в вопросах профилактики детского травматизма:

– проведение постоянно действующих семинаров, с включением в них таких форм деятельности, как практикумы, дискуссии, деловые игры;

– проведение индивидуальных и групповых консультаций с практическим показом передового и педагогического опыта через систему мастер-классов, открытых учебных занятий и т.п.

6. Материально-техническое обеспечение профилактики детского травматизма:

– работа по благоустройству территории;

– соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил;

– оценка безопасности электрооборудования, технического состояния спортивного оборудования в спортивных залах и на площадках;

– обеспечение своевременного ремонта оборудования;

– контроль выполнения требований безопасности работы в кабинетах повышенной опасности;

– актирование учебных кабинетов, спортивных залов и спортивного оборудования к новому учебному году.

Деятельность администрации ДОО по созданию безопасных условий:

– ежедневный обход с проверкой соответствия гигиенических и педагогических условий детского сада требованиям безопасности пребывания детей и взрослых;

– систематические осмотры технического состояния здания, с оформлением результатов в форме акта, с перечислением выявленных недостатков, указанием сроков их устранения и записью ответственных лиц. Исполнение решений должно находиться под постоянным контролем руководителя дошкольной образовательной организации.

7. Межведомственное взаимодействие:

– обследование территориальных зон повышенной опасности для детей и подростков (транспортные магистрали, дороги, незакрытые коммуникации, колодцы и т.п.);

– анализ состояния детского дорожно-транспортного травматизма, травматизма при пожарах, на железнодорожном транспорте;

– рассмотрение аналитических материалов;

– организация совместных профилактических рейдов по выявлению нарушителей ПДД со стороны обучающихся;

– обследование зон безопасности в радиусе 300 метров вокруг образовательной организации;

– заполнение паспорта безопасности дорожного движения.

Приступая к планированию, необходимо помнить о том, что этот процесс длительный, не заканчивающийся написанием плана, а продолжающийся в течение года. Только при таком подходе план поможет управлять деятельностью. Планирование, даже если осуществляется коллективно,  процесс индивидуального осмысления своей деятельности и творческого ее конструирования, поскольку невозможно результативно организовывать деятельность по чужим программам и планам. Планировать можно по-разному, исходя из различных особенностей, влияющих на этот процесс.

Список литературы:

1. Губанова Е.В. Циклограмма приказов образовательного учреждения на учебный год // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2013. № 8. С. 57–68.
2. Квасникова Н. Стратегическое планирование и жизненный цикл организации /Н.Квасникова //Школьное планирование. 2010. № 4. С. 1324.
3. Курганский С.М. Годовой план работы школы. Структура, содержание, технологии, разработки, анализ. 5-е издание// М.: Феникс. 2013.
4. Курганский С.М. Педагогический анализ в управлении образовательным учреждением /С.М. Курганский //Справочник заместителя директора школы. 2011. № 5. С.6977.
5. Министерство образования и науки РФ «Типовой паспорт дорожной безопасности в образовательных организациях» от 26 августа 2015 г.
 
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.