Архангельская О.В., Щербинина Н.И. Инновации на занятиях по дисциплине «Инженерная графика»

47
Архангельская Ольга Владимировна,
кандидат педагогических наук,
руководитель структурного подразделения по аттестации сотрудников и наградам, преподаватель
ГБПОУ г. Москвы «Колледж железнодорожного и городского транспорта»,
 
Щербинина Надежда Ивановна,
заведующая отделением по учебной работе, преподаватель
ГБПОУ г. Москвы «Колледж железнодорожного и городского транспорта»,

 

В соответствии с нормативными документами, определяющими деятельность образовательных учреждений ФЗ «Об образовании в РФ», а также новыми ФГОС СПО, в рамках дисциплин, изучаемых в колледже, у студентов в процессе обучения формируются общие и профессиональные компетенции. В рамках общепрофессиональной дисциплины «Инженерная графика» у студентов формируется 9 общих компетенций и 4 профессиональные компетенции в соответствии с профессиональным стандартом. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

– читать технические чертежи; выполнять эскизы деталей и сборочных единиц;

– оформлять проектно-конструкторскую, технологическую и техническую документацию в соответствии с требованиями стандартов

и должен знать:

– основы проекционного черчения;

– правила выполнения чертежей, схем и эскизов по профилю специальности;

– структуру и оформление конструкторской и технологической документации в соответствии с требованиями стандартов [7].

Изучая работы в области инновационных моделей в образовании таких авторов, как С.Д.Поляков, В.И.Загвязинский, В.С.Сластенин, В.С.Лазарев, приходим к выводу о том, что новшество можно внедрять в отдельно выбранной дисциплине, то есть можно рассматривать локальное новшество в пределах одной дисциплины [4,1,6].

Воспользуемся разработкой В.С.Лазарева и О.Г.Хомерики, которыми была предложена двухуровневая структура критериев оценки новшеств, были выделены четыре основные характеристики новшества: актуальность – определяется значимостью практического решения; потенциальная полезность – определяется полезным эффектом, полученным при использовании новшества, полезный эффект будет рассматриваться в сравнении с действующим компонентом педагогической системы; реализуемость – вопрос реализуемости новшества рассматривается как совокупность трудоемкости, материально-технического, программно-методического, финансового, правового, организационного обеспечения и других составляющих; контролируемость – процесс внедрения новшества, которое может быть разбито на промежуточные этапы, для которых будут определенные частные результаты [7,2]. По степени радикальности внедряемого новшества будем рассматривать используемое нами модифицирующее новшество, направленное на усовершенствование того, что уже используется – усовершенствование отдельного компонента образовательного процесса, которое эффективно, независимо от того, когда оно начало использоваться в данном образовательном процессе [3].

Для использования новшества в образовательном процессе существует необходимость дополнительной подготовки к его внедрению. На наш взгляд, выбранное нами новшество оптимально, так как оно отвечает основным характеристикам, предъявляемым критериями оценки новшества и выделенным нами согласно критериям В.С.Лазарева и О.Г.Хомерики.

Конкурентное преимущество колледжа на рынке образовательных услуг устойчиво, однако требует постоянной работы всего педагогического коллектива по поиску возможностей усовершенствования образовательного процесса в целом и формированию конкурентоспособного выпускника колледжа. Этот процесс в некоторой степени зависит от внедрения в конкретный образовательный процесс прогрессивных научных разработок.

Степень актуальности определяется значимостью практического решения при внедрении новшества. Рассмотрим формирование компетенций в процессе внедрения новшеств в рамках дисциплины общепрофессионального цикла, в нашем случае это возможность сформировать у студентов компетенции и конкретные навыки чтения чертежей, выполнения чертежной части в курсовом или дипломном проекте.

Следующий фактор, такой как потенциальная полезность, определяется полезным эффектом, полученным при использовании новшества. Полезный эффект будет рассматриваться в сравнении с действующим компонентом педагогической системы, т.е. эмпирически. Потенциальная полезность заключается в том, что использование на занятиях действующей модели позволяет закрепить знания специальных дисциплин, сформировать компетенции предусмотренные дисциплиной – получить навыки работы с действующим оборудованием, выполнением практических заданий, приближенных к производственным.

Вопрос реализуемости новшества в нашем случае – рассмотрение трудоемкости, материально-технического, программно-методического, финансового, правового, организационного обеспечения и других составляющих – в данном учебном процессе решается положительно. Финансовые затраты, которые влияют на процесс внедрения, в этом случае не предусматриваются, так как достаточным является спонсорство социальных партнеров колледжа, которые предоставили списанные механизмы с действующего производства.

Возможность участия преподавателей в освоении новшества определяется в данном случае силой мотивации и заинтересованностью преподавателей колледжа во введении новшества, связанной с конкуренцией внутри коллектива преподавателей, а так же в связи с более проработанными и конкретно сформулированными требованиями к аттестации преподавателей на первую и высшую квалификационную категорию. Рассмотрение вопроса привлекательности идеи индивидуально, субъективно и зависит от личных склонностей, интересов и вкусов преподавателя, а также его активной позиции в этом вопросе. Поиск единомышленников всегда позволяет провести задуманное внедрение комфортнее. С коллегами-единомышленниками возможно постоянное обсуждение промежуточных результатов, заданий, условий, критериев оценки, постоянная коррекция. Всякое разработанное новшество ценно конкретным описанием содержания, этапов подготовки, выполнения, технологии его освоения и результатами. Последняя характеристика новшества – это его контролируемость: процесс внедрения новшества, разбитый на промежуточные этапы, для которых будут определенные частные результаты, в нашем случае это этап эскизов, деталировки, спецификации, сборочного чертежа – все они имеют свои критерии оценки, разработанные у каждого преподавателя. Результативность внедрения новшества будем оценивать экспертным путем.

В своей работе рассматриваем раздел рабочей программы «Машиностроительное черчение», который наиболее ориентирован на практический выход – это работы с оформлением сборочного чертежа по профессии. Знакомство с разделом начинается с изучения теоретической части: требований к оформлению чертежей, эскизов сборочных единиц на примерах сборочных чертежей в учебниках, поэтапно рассматривается чертеж общего вида, деталировка и оформление спецификации. На практических занятиях по изучению этого раздела отрабатывается выполнение эскизов деталей к сборочному узлу подвижного состава железнодорожного транспорта. В результате на занятиях студенты выполняют эскиз самого сборочного узла подвижного состава, заполняют спецификацию к сборочному чертежу. В программе так же предусмотрено выполнение графического проекта в рамках внеаудиторной самостоятельной работы студентов «Сборочный чертеж». На практике мы отходим от визуального – пассивного восприятия нового материала, то есть от репродуктивного изображения и перенесения чертежа со страниц учебника на свой чертежный лист к практико-ориентированным заданиям в рамках данного курса.

Методика работы заключается в том, что на практических занятиях мы работаем со студентами с конкретным сборочным узлом подвижного состава. В рамках изучения дисциплины «Инженерная графика» на практических занятиях тема «Сборочный чертеж» изучается на примере крана машиниста (условный № 394 и 395). Практическая работа после изучения теоретических аспектов этой темы и повторения основных вопросов, на которые необходимо обратить внимание, начинается с того, что студенты приступают к работе с краном машиниста, изучают составляющие его детали с точки зрения дисциплины «Инженерная графика». Практика работы со студентами показала, что использование сборочных единиц, уже изучаемых в рамках профессиональных дисциплин, в частности, дисциплины «Автотормоза» позволяет студентам более осмысленно подходить к выполнению поставленных задач, затрачивая на это меньше времени. Студенты уже изучили эту сборочную единицу, с позиции ее функционального назначения и знают типы кранов машиниста, классификацию кранов машиниста, их назначение, устройство, принцип работы, уже умеют разбирать и собирать кран машиниста. Такая предварительная работа позволяет подойти к выполнению задания с меньшей эмоциональной напряженностью и большей заинтересованностью к работе студентов с позиции дисциплины.

При проведении практических занятий мы делим группы на 2 подгруппы, в которых кран машиниста можно разбирать как для каждой подгруппы отдельно, так и работать с одним краном всей группой. Используется организация работы студентов в малых группах по 3-4 студента. Преподаватель работает с тремя или четырьмя подгруппами. Студенты работают в небольших командах, состав команд фиксируется для выполнения конкретной задачи, но может изменяться при выполнении других практических заданий. В зависимости от организации работы в группе, выбранной преподавателем, каждой подгруппе приходится работать с 3-5 различными деталями. При разборе крана студенты проговаривают название каждой детали и ее назначение; конструктивные особенности каждой детали; размеры деталей и габаритные размеры сборочного узла; материал, из которого изготовлена каждая деталь; ее возможное размещение на чертеже; выбирают главный вид; вид сверху и вид сбоку; определяют необходимость дополнительного вида; выбирают масштаб; определяют необходимость демонстрации внутреннего строения деталей за счет применения разрезов или сечений.

Продуктом работы студентов на занятиях являются эскизы 3-4 деталей сборочного узла на листе формата А4 в клетку или миллиметровке с соблюдением всех требований ГОСТа, сборочный чертеж, спецификация. Преимущество работы студентов в малых группах заключается в коллективном обсуждении студентами этапов своей работы, умении организовать свою работу и работу сокурсников, коллективном обсуждении результатов. По результатам работы малых групп студенты с преподавателем выбирают наиболее удачно выполненный вариант эскиза, чертежа для дальнейшей работы.

К завершению изучения дисциплины у студентов сформированы необходимые компетенции, и они практически готовы к выполнению курсовых проектов по профессиональным модулям и дипломному проектированию в части графической работы, чертежей и схем по специальности.

Двухлетний опыт работы по использованию новшества показал, что с одной стороны, для осуществления образовательного процесса у нас есть требования нормативных документов, примерных и рабочих программ по дисциплине, с другой стороны, в колледж приходят студенты, в школьную программу обучения которых не всегда включался предмет «Черчение». Современный студент умеет пользоваться современными средствами информационных технологий, но он не имеет опыта работы с чертежными инструментами и не видит целесообразности в трудоемкой работе над чертежом, если можно картинки «скачать» из Интернета. Возникает противоречие между современными требованиями к знаниям и умениям выпускника СПО и отсутствием мотивации у студентов к выполнению чертежей.

Для того, чтобы разрешить это противоречие, необходимо, на наш взгляд, выполнить несколько задач по «мотивации современного студента» к практике работы с чертежными инструментами и соблюдением правил и требований ГОСТа при выполнении чертежей по специальности. Внедрение практикоориентированных заданий поможет студенту почувствовать интерес к процессу выполнения и удовлетворение от выполненной работы, а «завоевывать» студентов приходится каждое практическое занятие. Современный арсенал педагогической практики насчитывает достаточно широкий набор различных технологий и приемов работы со студентами. Для дисциплин, которые предполагают практические работы на занятиях, мы используем практико-ориентированные задания, дифференцированный подход при работе со студентами и межпредметные связи, которые очень важны для изучения дисциплины «Инженерная графика». Наш двухлетний опыт по внедрению новшества показал, что более 90% студентов выбирают в качестве задания – работу с действующей моделью, и более 80% выполняют поставленную задачу.

Список литературы:

1. Загвязинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука // Инновационные процессы в образовании. Тюмень, 1990.
2. Лазарев В.С. Управление инновациями в школе. М.: Центр педагогического образования, 2008.
3. Обобщенная модель  инновационного процесса. В.С. Лазарев  [Электронная версия]. URL: http://www.in-exp.ru/authors/%D0%9B%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%20%D0%92.%D0%A1..html (дата обращения: 25.06.2015).
4. Поляков С.Д. В поисках педагогической инноватики. М., 1993.
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 388 от 22 апреля 2014г. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог [Электронная версия] URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.06.2015).
6. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.
7. Управление школой: теоретические основы и методы /Под ред. В.С.Лазарева. М., 1997.
 
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.