Фёдорова Н.А. Бизнес-технологии в образовательных организациях СПО

60
Фёдорова Наталья Александровна,
педагог-психолог
ГБПОУ г. Москвы «Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова»,
 

Современное общество стремительно развивается, эпоха научно-технического прогресса активно раздвигает границы науки.

Образование также не стоит на месте: инновации плавно входят в жизнь педагогики, изменяя и преобразуя привычную деятельность, позволяя сделать обучение более интересным, доступным, современным.

В конце XX-го – начале XXI веков в педагогической науке стремительно развиваются понятия «модели» и «моделирования». Педагогическое моделирование обретает новые, более глубокие положения, принципы и подходы. Исследованиями в этой области занимались такие педагоги и психологи, как М.М. Бахтин, В.П. Бедерханова, В.П. Беспалько, А.И. Буров, М.С. Каган, Н.И. Киященко, Н.М. Лейзеров, З.С. Библер, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и Б.М. Теплов.

В широком смысле под моделированием понимают особую форму эксперимента, которая заключается в исследовании объекта на его модели. Формы моделирования разнообразны и зависят от объекта и целей его изучения. Педагогическое моделирование – это создание и реализация модели образовательного процесса с возможностью прогноза и выбора пути. В такого рода модерлировании определены цели, задачи, механизмы для достижения желаемого положительного результата. 

Довольно актуально применять бизнес-методики в образовании.

Например, swat-анализ, smart-цель, метод личного бренда. Swat-анализ используется для определения слабых и сильных сторон личности, это форма сознательного самоанализа, оценки своих реальных возможностей. Smart-цель – это форма постановки правильной, достижимой цели. В менеджменте этот метод описывают следующим образом:

S  specific, significant, stretching  конкретная, значительная.

Это означает, что цель должна быть максимально конкретной и ясной. Степень ее «прозрачности» определяется однозначностью восприятия всеми. Поставленные вами цели должны быть понятными и точно выраженными. В процессе постановки целей нет места глобальным и неопределенным подходам. Когда цели конкретны, то они говорят вам и вашему сотруднику о многом:

• что именно от него ждут;

• когда;

• сколько.

Конкретика поможет вам легко определить отдельные успехи на пути к выполнению конечных целей. Хотя за каждой конечной целью, стоит следующая цель – сверхзадача! В случае ее отсутствия, ближайшая цель недостижима. Она является дополнительным мотивом (М).

M  measurable, meaningful, motivational  измеримая, значимая, мотивирующая.

Цель должна быть измеримой, причем критерии измерения должны быть не только по конечному результату, но и по промежуточному.

A  attainable, agreed upon, achievable, acceptable, action-oriented  достижимая, согласованная, ориентированная на конкретные действия. Необходимо адекватно оценивать ситуацию и понимать, что цель достижима с точки зрения внешних и внутренних ресурсов, которыми располагает организация или подразделение.

Цели должны быть реалистичными и достижимыми для любого обычного сотрудника и компании целиком. Конечно, наилучшие цели требуют от людей некоторых усилий для их достижения, но они никогда не запредельны.

R  realistic, relevant, reasonable, rewarding, results-oriented  реалистичная, уместная, полезная и ориентированная на конкретные результаты.

Цель должна быть реалистичной и уместной в данной ситуации, должна вписываться в нее и не нарушать баланс с другими целями и приоритетами.

T  time-based, timely, tangible, trackable  на определенный период, своевременная, отслеживаемая.

Срок или точный период выполнения  одна из главных составляющих цели. Она может иметь как фиксированную дату, так и охватывать определенный период.

Цели  как поезд, должны иметь время отправления, время прибытия и четко установленную продолжительность движения, равно как и выполнения. Такое временное ограничение помогает сосредоточиться на достижении цели в установленный срок или даже раньше. Цели, не имеющие крайних сроков или временного графика, часто уязвимы для повседневных кризисов, возможных в любой компании [10].

В основном технологии бизнеса касаются управления организацией, созданием личного дела и т.д. Тренинговые компании предлагают семинары, лекции, деловые игры, тренинги, курсы руководителям образовательных организаций, либо руководителям отделов, структурных подразделений. Это способствуют развитию организаторских, лидерских, коммуникативных компетенций.

В непосредственной работе с учащимися педагоги применяют методики консалтинга в таких предметах, как информатика, экономика, менеджмент. 

В данной статье мы предлагаем рассмотреть способы работы по профориентации студентов образовательных организаций среднего профессионального образования в режиме так называемой «форсайт-сессии».

Форсайт-сессия – это новое направление работы в сфере бизнеса и консалтинга.

Данная область деятельности развивается и уверенно движется вперед, открывая перед людьми новые возможности достижения успеха в профессии и жизни в целом.

Часто педагоги образовательных организаций считают технологии бизнеса неприменимыми в своей работе, аргументируя полярностью данных сфер.

На примере форсайт-сессии хотелось бы показать результативность применения данной технологии в работе со студентами средних профессиональных образовательных организаций.

Форсайт-сессия – форма тренинговой работы, благодаря которой можно составить и просмотреть «временную карту», пошаговый алгоритм действий в любой из сфер своей жизни (профессиональной деятельности, в саморазвитии и самопознании, в семье). Найти способы решения той или иной ситуации, проблемы.

В данной методике не только ведущий тренер дает информацию, предлагает пути развития, но и сами участники могут конструировать свое будущее, анализировать личностные качества, ставить опорные точки, прогнозировать риски.

Предложенная методика дает возможность педагогу-психологу, социальному педагогу помочь студентам развить представление о ценностях, повысить мотивацию к обучению, наметить ориентиры жизни.

Перед началом сессии самому тренеру нужно более детально изучить материалы проводимых форсайт-сессий, какие варианты реализации существуют, что для этого необходимо.

На наш взгляд, развитие подобных форм работы может положительно повлиять на:

 на рост социальной и профессиональной мобильности личности;

 на расширение возможностей компетентного выбора лич­ностью жизненного пути;

 на саморазвитие личности и ее социального потен­циала;

 на формирование социокультурной компетентности уча­щихся.

Мы разработали примерные план проведения форсайт-сессии на тему «Эффективные технологии успеха».

1 этап – Подготовительный

На данном этапе тренер изучает материал по теме «Успех, успешность» (что это такое, критерии успеха, в чем проявляется успех, в каких сферах жизни т.д.).

Это нужно для того, чтобы педагог мог ответить на вопросы студентов, направить их мысли в позитивное, верное русло.

Следует подготовить рабочие материалы:

 цветные карандаши, фломастеры, ватман, цветные стикеры, бумага и т.д.;

 распечатанные таблицы Swot-анализа (анализ сильных, слабых сторон, черт, качеств личности участника);

 любые другие материалы для вводной лекции, рефлексии.

2 этап  Основной

На этом этапе проводится непосредственно сама работа со студентами.

Можно пригласить к участию студентов одинаковой специальности в количестве не более 15-ти человек, либо студентов разных специальностей (например, по 5 человек из каждой специальности). Разделить на 3 команды по 5 человек.

На данном этапе студенты прописывают «дорожную карту» профессионального становления, следуя своей цели. Учатся прогнозировать будущее, определяются, кем хотят стать через 5, 10 лет. Задача тренера корректировать этапы достижения цели учащихся согласно технологии Smart-цель. Также необходимо приближать к реальным возможностям желания студентов, смотреть через какие средства можно решить каждую из задач.

Далее студенты производят личностный анализ, т.е. анализ своих сильных и слабых сторон, подписывая какие качества, умения, навыки и компетенции необходимо в себе развить.

3 этап  Заключительный

Этот этап можно назвать промежуточно-заключительным, т.к. после первой форсайт-сессии желательно продолжить работу с каждым студентов индивидуально, либо так же в группах.

Студентам дается задание нарисовать успешного человека, на основе swot-анализа и «дорожной карты». Наглядный образ способствует повышению стимула студентов к деятельности. Цель становится более реальной, ощутимой, когда мы видим конечный результат. Рисунок и есть этот наглядный результат. Благодаря этому студент будет способен реально осознать, оценить себя и свои качества, возможности, приблизить мечту к реальности. Это может случиться во время тренинга, а может после, в ходе индивидуальной работы. Но шансы, чnо это случится, однозначно повышаются.

Обобщая все вышесказанное, важно упомянуть о том, что любая методика, технология станет продуктивной при условии, если сам педагог будет эффективно, добросовестно относится к своей работе, ставить перед собой правильные воспитательные, культурно-ориентированные цели.

Список литературы:

1. Бедерханова В.П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности [Текст]: учеб. пособие /В.П. Бедерханова. Краснодар, 2000.
2. Гришан И.П. Менеджмент образовательных учреждений: учебное пособие. Владивосток, 2002.
3. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование [Текст]: монография / А.Н. Дахин. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2005.
4. Делимова Ю.О. Моделирование в педагогике и дидактике, статья УДК 36, Шадринск, 2008.
5. Кудрявцев Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания. М., 1986.
6. Лаврентьева М.Н. Управление персоналом: учебное пособие. Владивосток, 2013.
7. Социальные стратегии личности в современном мире [Текст]: сб. материалов межрегион. науч.-практ. конф., посвящ. 90-летию ВГГУ, 20 нояб. 2009 г., [г. Владимир] / Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Владим. гос. гуманитар. ун-т», Фак. психологии. Владимир: ВГГУ, 2009.
8. Худик В.А. Психологическое изучение профессиональной направленности личности в подростковом и юношеском возрасте. Киев, 1992.
9. Цыркун И.И. Инновационное образование педагога: на пути к профессиональному творчеству: учебно-методическое пособие / И.И. Цыркун, Е.И. Карпович. Минск: БГПУ, 2011.
10. Энциклопедия менеджмента. Питер Ф. Друкер. М.: 2004.
 
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.