Использование комплекта мягких модулей «Калейдоскоп» в образовательной деятельности дошкольников

45
Филиппова Елена Викторовна,
воспитатель СП № 10
ГБОУ г. Москвы «Школа № 171»

Фотография 1

Ряд авторов (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Р.Е. Левина) в своих работах говорят о том, что дети с общим недоразвитием речи (наряду с речевыми нарушениями) имеют определенные нарушения. Для этих детей характерно отставание в формировании различных видов восприятия, низкий уровень развития основных свойств внимания, заметно снижена память и продуктивность запоминания, отмечается низкая активность припоминания, имеется отставание в развитии наглядно-образного мышления, трудности в овладении анализом и синтезом. Наконец, наряду с недоразвитием общей моторики имеет место недоразвитие мелкой моторики пальцев рук.

Многие дети с общим недоразвитием речи в дошкольном возрасте испытывают специфические трудности в формировании восприятия формы, величины, пространственного расположения предметов, они часто с трудом соотносят объемные и плоские фигуры, затрудняются в целом восприятии предмета и особенно его изображения. Поэтому конструирование в детском саду можно считать коррекционным видом деятельности, способным решать многие задачи. Чрезвычайно важно в процессе обучения конструирования на основе совместной предметно-практической и игровой деятельности формировать и закреплять у ребенка связи между словом, предметом и действием.

Учитывая то, что формирование конструктивной деятельности является важным этапом в психическом развитии ребенка, в работе с дошкольниками (с учетом их возрастных особенностей) используются различные виды конструкторов. Мне хотелось бы представить вам свой опыт работы с конструктором типа «Калейдоскоп».

Игра «Калейдоскоп» предназначена для применения в качестве индивидуальной или коллективной игры для детей в возрасте от 3 до 10 лет, а также для совместных игр взрослых с детьми как в дошкольных учреждениях, так и дома.

Подобно калейдоскопу, элементы одноименной игры, комбинируясь в различных вариантах, дают простор для детского творчества.

Игра развивает в ребенке:

• сообразительность;

• фантазию, воображение и абстрактное мышление;

• координацию движений;

• цветовое восприятие;

• глазомер;

• аккуратность;

• сосредоточенность и терпение.

В комплект игры входят десять мягких элементов. Каждый элемент выполнен из искусственной кожи с наполнением из листового поролона повышенной жесткости. Размеры элементов и их соотношение, разработаны с учетом социометрических параметров ребенка. Основной фигурой комплекта является круг (Фото 2).

Фотография 2
Это наиболее простой вариант укладки элементов, с которого рекомендуется начинать игру, используя все десять элементов.
Фантазия и творчество ребенка при составлении других фигур, приставляя один элемент к другому, становятся безграничными (Фото 3).
Фотография 3
Стороны элементов выполнены в разных цветах. Это позволяет экспериментировать не только с формой, но и цветом, подбирая различные цветовые решения одних и тех же фигур (Фото 4).

Фотография 4

Для первого знакомства с новым материалом важно предоставить достаточно свободного места так, чтобы дети действовали свободно. Как показывает опыт, дети вначале не склонны рассматривать детали: они сразу же начинают их объединять, пытаясь что-то сделать. (Фото 5).

Фотография 5 

В процессе игры с элементами развивающей игровой среды «Калейдоскоп» используются игровые мотивации и игровые приемы, связанные между собой цепочкой. («Заборчик для животных», «Мебель для кукол», дидактические игры «Чаепитие», «Дорога», «Какая фигура», «Посмотри и повтори», познавательно-подвижные игры «Что за чем?», «Кака фигура рядом», «Найди такую же», настольно-дидактическая игра «Фигуры», «Геометрическое лото») (Фото 6; Фото 7).

 

Фотографии 6, 7

По мере знакомства с элементами конструктора «Калейдоскоп» с четырехлетними детьми организуется работа, связанная с акцентированием их влияния на процессе конструирования. В этом возрасте можно формировать умение выделять в предметах их пространственные характеристики. В ходе обучения успешно используется метод наглядного моделирования: так как дети уже знают цвет деталей, форму, я начинаю учить их работать по карточкам, давая образцы и схемы простых построек, где изображение является цветным. Перенося действия наложения, усвоенные на занятиях по математике, и в результате индивидуального обучения, с работу над цветными схемами дети быстрее переходят на работу с образцами построек фигур из плоскостных заменителей конструктора и далее  на постройку фигур с элементами «Калейдоскопа» (Фото 8).

Фотография 8

Цель игр – научиться пользоваться карточками и запомнить названия некоторых элементов «Калейдоскопа». В процессе работы на этом этапе у детей развивается внимание, быстрота, координация движений, мышление. На протяжении всей работы во всех возрастных группах я использую личностно-ориентированный подход, который заключается в праве детей выбора объектов и действий в игре. Такой подход позволяет каждому ребенку раскрыть свои способности и интересы.

К пяти годам дети уже способны замыслить конструкцию фигуры, называть её и практически создавать. Активное применения мною технологии проблемного обучения в работе с развивающей игровой средой «Калейдоскоп» дает возможность детям с более высоким уровнем познавательного развития делиться своими знаниями и умениями с другими детьми, развивать в детях чувство уверенности в себе, коммуникативные способности.

В старшем дошкольном возрасте поначалу лучше использовать уже знакомые фигуры. Необходимо ставить перед детьми проблемные задачи, направленные на развитие воображения и творчества. На занятиях можно давать недостроенную конструкцию и попросить детей достроить. У детей способы построения образца становятся обобщенными (Фото 9).

Фотография 9

Работа с «Калейдоскопом» усложняется в зависимости от возрастных индивидуальных возможностей ребёнка. В возрасте 67 лет дети строят «плоские» фигуры по памяти, все реже прибегая к образцам и схемам. Игра с элементами «Калейдоскопа» усложняется, и дети составляют объемные композиции, устанавливая элементы на ребро (Фото 10).

Фотография 10

В подготовительной группе дети строят более сложные фигуры. Цель игр заключается в развитии речи, умении работать в коллективе, оказать помощь товарищу, развивать мышление, память.

Постоянная сменяемость видов деятельности (игровой, двигательной, познавательной, продуктивной, экспериментально) в процессе обучения во всех возрастных группах обеспечивает максимальную активность детей. Они играют с желанием, им весело и интересно. Благодаря перечисленным методам и приемам дети включаются в образовательный процесс легко и непринужденно, обучаются в игре.

Я уверена, что игра «Калейдоскоп» позволит заполнить досуг детей и развивать их творческие способности.

По QR-коду и мобильному приложению Вы сможете просмотреть, как в интересной и необычной форме можно использовать набор счетного материала в образовательной деятельности дошкольников (Фото 11).

Вы также можете ознакомиться с видеофильмом «Использование комплекта мягких модулей «Калейдоскоп»», перейдя по прямой ссылке.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.