Короткая скакалка: упражнения и игры для детей 5–7 лет

243
Аниканова Наталья Евгеньевна,
методист 
ГБОУ ГМЦ ДОгМ.
Макарова Светлана Михайловна,
воспитатель по ФИЗО
ГБОУ г. Москвы «Школа № 171»,

Чтобы прыгать ловко, нужна сноровка,

Прыгучесть, ум и тренировка.

Мы будем  прыгать, ног не жалко.

Натренирует нас… (Скакалка)

Во все времена скакалка пользовалась большой популярностью среди детей. Мир вокруг нас изменился – изменились и дети. Однако, как и прежде, огромное удовольствие детям приносят различные прыжки и упражнения со скакалкой. Кроме хорошего настроения эти упражнения дарят и здоровье, способствуют укреплению мышц тела, оказывают благотворное влияние на дыхательную и сердечно-сосудистую системы организма, улучшают осанку, хорошо развивают равновесие, координацию движений, способствуют формированию чувства ритма.

Используя скакалку в своей работе, педагогу необходимо соблюдать технику безопасности: следить за расстоянием между детьми, дозировать нагрузку, регулируя темп прыжков, следить за дыханием, правильным захватом скакалки и положением рук, а также акцентировать внимание детей на правильном приземлении (на носки). Чтобы проверить подходит ли скакалка по росту, надо взять ее за ручки, наступить одной ногой на середину скакалки и натянуть их. Ручки скакалки должны касаться подмышек.

Разминка с короткой скакалкой

Перед тем как приступить к общеразвивающим упражнениям со скакалкой, необходимо сделать небольшую разминку для всех групп мышц. Начать лучше с ходьбы на носках и пятках, с одновременным вращением скакалки вперед-назад (правой и левой рукой). Для развития координации, тренировки мышц ног, спины выполнить упражнение «Лошадка» с касанием скакалки коленями. В конце разминки приступить к прыжкам со скакалкой лицом вперед, затем вперед спиной, держа скакалку, сложенную вчетверо, над головой. После интенсивной разминки обязательно выполнить дыхательные упражнения.

Ходьба на носках, на пятках

Сложить скакалку вдвое, взять ее в правую руку. Ходьба на носках, левая рука на поясе, вращение скакалки вперед (рука со скакалкой направлена точно в сторону, другая рука на поясе, вращать скакалку кистью вперед-назад) (Фотография 1).

Фотография 1

Воспитатель по ФИЗО соответствующими указаниями предупреждает ошибки детей, а если они все же возникают, исправляет их, не прекращая ходьбы.

Упражнение «Лошадка»

При проведении упражнения используется образная имитация – «лошадки». Скакалку сложить вчетверо (дать команду детям сложить скакалку вдвое и еще раз вдвое), руки вытянуть вперед. Прыжки с ноги на ногу выполнять часто. Поднимать ногу, согнутую под углом (Фотография 2).

Фотография 2

90 градусов, касаясь скакалки бедром. Спину держать ровно.

Прыжки с продвижением вперед

Руки поднять вверх, скакалка натянута. Для правильного выполнения упражнения обращать внимание детей на правильное приземление на носки, ноги держать вместе «склеить», руки стараться не сгибать в локтях. Данное упражнение развивает прыгучесть, мышцы пресса и спины (Фотография 3).

Фотография 3

Восстановление дыхания

Упражнение выполняется в движении, во время ходьбы. В медленном темпе сделать глубокий вдох носом, одновременно поднять руки со скакалкой вверх. Затем сложить губы «трубочкой» – выполнить выдох, руки со скакалкой опустить вниз. Повторить упражнение 5 раз.

Общеразвиваюшие упражнения с короткой скакалкой

При подборе общеразвивающих упражнений нужно руководствоваться следующими требованиями: упражнения должны быть для всех групп мышц, из разных исходных положений, разной интенсивности, темпа и обязательно интересными для детей. Для лучшего результата каждое упражнение выполняется по 4–6 раз.

«Высокое дерево»

Предложить ребятам представить дерево в безветренную погоду: светит солнышко, и дерево всеми своими веточками тянется к нему. Дети, встав на носки и подняв руки со скакалкой вверх, должны стоять ровно, стараясь не качаться. Тянуться вверх, как можно выше.

И.п.: о.с., сложить скакалку вчетверо, ноги на ширине плеч, руки внизу.

1 – поднять руки вперед; 2 – поднять руки вверх; 3 – встать на носки, прогнуться, посмотреть вверх на скакалку; 4 – и.п. (4 раза) (Фотография 4).

Фотография 4

«Выпады»

Выполняя данное упражнение, стараться держать скакалку натянутой и сложенной ровной, при этом выполнение действия становится более четким. Опорную ногу, согнутую в колене, выносить в сторону и вперед (Фотография 5).

Фотография 5

Не опорную ногу, при выпаде, разворачивать и делать упор на внутреннюю часть стопы.

И.п.: о.с., руки за головой.

1 – выпад вправо, руки вправо-вверх;  2 – и.п.; 3 – выпад вперед правой ногой, руки вперед-вверх; 4 – и.п.; 5 – выпад влево, руки влево-вверх; 6 – и.п.; 7 – выпад вперед левой ногой, руки вперед-вверх; 8 – и.п.

«Цапля»

И.п.: стоя, скакалка в опущенных руках, правую ногу поставить на середину скакалки.

1-8 – поднять руки вверх, натянуть скакалку, поднять ногу, согнутую в колене, удерживая равновесие; повторить то же с левой ногой (Фотография 6).

Фотография 6

Скакалка должна быть подобрана точно по росту. В противном случае ребенок не сможет натянуть ручки скакалки, тем самым будет сложнее удерживать равновесие. С каждым разом стараться держать равновесие дольше (Фотографии 7, 8).

 

              Фотография 7                                                                                                    Фотография 8

«Качели»

Предложить детям представить «качели-качалку» и ее принцип работы. Носки натянуты. Пятки и голова не касаются пола. И.п.: сидя, скакалка сложена вдвое, середину скакалки зацепить за стопы. Поднять ноги вверх и одновременно лечь на спину; 2 – и.п. (Фото 9), (Фото 10).

 

               Фотография 9                                                                                                    Фотография 10

«Прыжки»

И.п.: стоя, скакалка лежит на полу.

Выполнить прыжки через скакалку:

• вправо-влево боком, поставив руки на пояс;

• прыжки вперед-назад, вынося руки вперед, тем самым помогая себе при прыжке.

Данное упражнение является подготовительным этапом к прыжкам через короткую скакалку и его желательно чередовать с ходьбой на месте, выполняя вдох-выдох.

Прыжки через короткую скакалку (с техникой вращения)

Чтобы ноги не устали,

нужно только повторять: 

Ты весёлая, скакалка!

Я с тобой весь день скачу!

Мне тебя ничуть не жалко,

я ещё скакать хочу!

Вращение скакалки осуществляется кистями слегка согнутых рук, локти опущены. При выполнении прыжков через скакалку соблюдайте безопасную дистанцию.

1. Перебрасывание скакалки через себя вперёд-назад, стоя на месте. Руки чуть согнуты в локтях.

2. Перебрасывание скакалки через себя вперёд, стоя на месте с ловлей ее стопами ног. Для этого надо взять скакалки за ручки, перебросить ее вперед, приподнять носки, встав на пятки и опуститься на всю стопу – скакалка поймана. Затем встать на носки и вывести скакалку за пятки. Повторить несколько раз (Фотографии 11, 12).

            

Фотография 11                                                                                              Фотография 12

Вращение скакалки в парах (варианты: боком, держась за руки, лицом и спиной друг к другу).

Разбиться на пары, взяться за руки, скакалку взять за ручки. Продолжить выполнять задание с перешагиванием и перепрыгиванием через нее (Фотография 13).

Фотография 13

4. Прыжки через короткую скакалку на месте:

 руки согнуты в локтях;

 туловище выпрямлено и сохраняет правильную осанку;

 дыхание не задерживать;

 приземление мягкое на носки, затем опускание на всю стопу;

 отталкиваться большими пальцами ног;

 подпрыгивать на 1020 см;

 соблюдать периоды отдыха между прыжками.

5. Упражнение восстановления дыхания «Пузырь».

И.п.: о.с., скакалка в опущенных руках, сложена вчетверо;

1 – вдох, встать на носки, руки вверх;

2 – выдох, руки вниз, упор присев;

38 – встать, выполняя короткие выдохи.

Акцентировать внимание детей на скакалке  ее не следует натягивать, руки расслабить.

Игра на развитие воображения «Выложи фигуру» (выкладывание контура предмета)

Данная игра развивает внимание, сообразительность, моторику рук. Перед началом игры педагогу желательно самому выложить какой-нибудь контур предмета, затем предложить сделать это детям (Фотография 14).

Фотография 14

Подвижные игры с короткой скакалкой в помещении и на свежем воздухе

Игра «Удочка»

«Я веревочку кручу,

Рыбку я поймать хочу

Раз, два, три не зевай,

Ноги выше поднимай». (Фотография 15)

Фотография 15

Все играющие (рыбки) становятся в круг, а водящий  (рыбак) – в середине круга с короткой скакалкой в руках.

«Рыбак» вращает скакалку вокруг себя так, чтобы она скользила по полу (земле) под ногами  играющих.

«Рыбки» внимательно следят за движением скакалки и перепрыгивают ее.

Пойманным игрок считается в том случае, если скакалка коснулась его ног. Не разрешается игрокам во время прыжков приближаться к водящему. Желательно утяжелить второй конец скакалки для лучшего вращения.

Игра «Невод»

Цель игры: обучение основным видам движения (прыжки), укрепление опорно-двигательно­го аппарата, развитие ловкости.

Игровая площадка представляет собой «озеро».

Двое водящих с «неводом» (держа за концы натянутую скакалку), стараются поймать играющих. «Рыбки» стараются вырваться из «невода», перепрыгнув через него. Не успевшие перепрыгнуть через «невод» или задевшие его в момент прыжка, выбывают из игры, а водящие начинают новый заход с «неводом» по игровой площадке (Фотография 16).

Фотография 16

«Невод» должен все время двигаться на одинаковой высоте. Категорически запрещается поднимать «невод» во время прыжка, что может привести к травме. Игра заканчивается, когда будут пойманы все «рыбки».

Игра-конкурс «Мотальщики» (в парах)

Необходимое оборудование: две гимнастические палки. На каждую из них завязать по скакалке, второй конец скакалки свободный, к нему привязать мешочек с песком. Побеждает та команда, которая быстрее намотает свою скакалку на палку (Фотография 17).

Фотография 18

Игра развивает моторику, учит детей работать в команде. Важно обратить внимание детей правильный захват палки, к которой крепится скакалка: держать ее необходимо всей ладошкой, зажав палку всеми пальцами сверху.

Длительность всего занятия не должна превышать 30–35 минут. Упражнения со скакалкой можно использовать так часто, как того захочет ребенок, главное – не допускать переутомления.

По QR-коду и мобильному приложению Вы сможете просмотреть, как в интересной и необычной форме можно использовать набор счетного материала в образовательной деятельности дошкольников (Рисунок 1).

Рисунок 1

Вы также можете ознакомиться с фильмом «Использование короткой скакалки», перейдя по прямой ссылке.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.