Использование учебного оборудования в образовательной деятельности дошкольников

117
 Четвертаков Кирилл Викторович
методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ, 
chetwertakovkv@mosmetod.ru
Уважаемые педагоги и родители!

Все мы хорошо знаем, что научить ребенка (особенно в дошкольном возрасте), не имея под рукой необходимого оборудования – игрушек, иллюстративного материала, учебных наборов – достаточно сложно и не всегда эффективно. Ведь в основу обучения дошкольников заложены именно принципы наглядности!

Существует много разнообразного учебного и игрового оборудования для детей дошкольного возраста. Как же правильно выбрать такой материал?

На сайте Городского методического центра (www.mosmetod.ru) в разделе «Проекты» – «Учебное оборудование» опубликован список рекомендуемого материала для развития разных видов деятельности дошкольников.

Если мы с Вами внимательно посмотрим на этот список, то увидим, что среди рекомендуемого оборудования есть довольно простые и знакомые предметы: наборы буквенных и цифровых кубиков, горки, шарики, простейшие конструкторы и т.д.  то есть материал, доступный по цене и простоте обращения.

Поэтому мы и решили предложить Вашему вниманию серию методических рекомендаций по работе с таким оборудованием.

Данные рекомендации разрабатываются специалистами Городского методического центра и апробируются в работе с детьми дошкольного возраста. К некоторым рекомендациям в дальнейшем размещаются учебные видеопрограммы, фотогалереи.

Постепенно мы будем представлять методические рекомендации по работе с разными видами оборудования в разных образовательных областях.

Желаем Вам удачи, уважаемые родители и педагоги, в развитии Ваших детей!

Оборудование 1: ВЕТРЯНАЯ ВЕРТУШКА

Варианты использования.

1 вариант: «Как устроена и работает вертушка».

1. Предложите детям рассмотреть конструкцию вертушки и определить, из каких частей она состоит:

• деревянная (пластмассовая) палочка;

• пропеллер, лопасти (из легкого материала);

• гвоздик (или другой крепеж) для соединения движущейся части с палочкой.

2. Предложите выполнить несколько действий с вертушкой:

— действие 1: легкое передвижение рукой с вертушкой вправо-влево (рис 1.);

— действие 2: повернуться кругом с вертушкой (НЕ резко) (рис 2.);

— действие 3: подуть «ветерком» на лопасти вертушки (рис 3.).

Обратите внимание на происходящие действия с лопастями вертушки. Предложите детям рассказать об увиденном и попытаться догадаться, почему лопасти крутятся, на чем основан принцип действия такой конструкции?

Как думаете, какие еще движения можно предложить с вертушкой, чтобы лопасти приводились в действие? Предложите выполнить эти действия.

2-1 вариант: сравнение предметов.

Расскажите детям, что вырабатывать электричество можно разными способами, одним из которых является применение специальных конструкций – ветряных станций.

Предложите рассмотреть конструкцию ветряной станции, определить части конструкции и размеры.

Проведите сравнение по конструкции, размерам, дополнительным элементам:

• вертушки-игрушки;

• ветряной станции.

Предложите ребятам дорисовать ветряную мельницу, раскрасить изображение (рис. 4).

2-2 вариант: сравнение предметов.

Игра: «Куда дует ветер» (направление ветра).

Расскажите детям, что для определения направления ветра применяются разные конструкции, одной из которых является флюгер.

Но для определения направления ветра можно также попытаться использовать и обычную ветряную вертушку.

Проведите сравнение конструкции ветряной вертушки и флюгера (рис. 5).

Экспериментальная деятельность детей:

Детям предлагается с ветряными вертушками на участке встать в разных направлениях.

Обратите внимание ребят, что в момент возникновения ветряного потока (даже несильного), лопасти вертушки начинают раскручиваться. Предложите им объяснить, за счет чего происходит такое явление.

Легкая подвижная часть вертушки даже при слабом ветре приводится в движение (вспоминаем поворот лопастей, когда мы дули на вертушку (см. рис. 3).

Обращаем внимание, в какую сторону происходит поворот лопастей (рис. 6).

Предложите ребятам попробовать сделать вывод: «В какую сторону дует ветерок?».

Примечание: Можно предложить детям дополнительную информацию по направлению ветра (северный, западный, восточный и т.д.).

3 вариант: «Раскручиваем нашу вертушку».

Предложите детям вспомнить, что приводит в действие вертушку (несложный механизм), и какие нужны условия для раскручивания лопастей вертушки (воздушный поток – ветер). Обратите внимание, что не всегда в природных условиях может дуть ветер.

Подумайте вместе, как в этом случае можно привести в действие вертушку – «Как создать свой ветерок».

В случае возникновения затруднений у детей, можно предложить пробежаться без вертушки. Что в таком движении почувствует ребенок (действие воздушного потока – ветерка)?

Двигательная деятельность детей:

Предложите группе детей передвигаться с вертушками – быстро, медленно, в беге.

Как думаете, почему при быстром передвижении вертушка крутится быстрее? (рис. 7).

4 вариант: «Сделай сам».

Обратите внимание детей, из каких несложных деталей сконструирована ветряная вертушка.

Подготовка материала к изготовлению вертушки:

• неплотный картон;

• линейка;

• простой карандаш;

• острый нож (детям – ножницы);

• шариковая ручка без чернил (заостренная палочка);

• шило (детям канцелярские кнопки);

• клей ПВА;

• деревянная палочка;

• разноцветные ниточки (пряжа).

Последовательность изготовления ветряной вертушки Вы можете посмотреть в учебной видеопрограмме с использованием данного QR-кода:

Или после перехода по ссылке: http://www.youtube.com/watch?v=lyurzfHmVHQ.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.