Иванова М.М., Юдина О.В. Особенности системы профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в ГБОУ СПО Строительный техникум № 30

52
Иванова Марина Михайловна, 
мастер производственного обучения
ГБПОУ г. Москвы «Строительный техникум № 30»,
 
Юдина Ольга Васильевна,
мастер производственного обучения
ГБПОУ г. Москвы «Строительный техникум № 30»
 

Строительный техникум № 30 более 20 лет ведет профессиональную подготовку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по востребованным на рынке труда профессиям: маляр, штукатур, столяр, облицовщик-плиточник, отделочник изделий из древесины.

Цель и задачи профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья

Цель: реализация образования обучающихся с ОВЗ по программам профессиональной подготовки для дальнейшей интеграции в обществе и трудоустройства выпускников.

Задачи:

• организация образовательной деятельности по программам профессиональной подготовки в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся, состоянием их психического здоровья;

• организация коррекционно-развивающего обучения;

• интеграция обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общую среду обучающихся;

• оказание помощи обучающимся с ОВЗ в преодолении трудностей получения профессии и в трудоустройстве.

Основной задачей мастеров производственного обучения является формирование среды, способствующей адаптации, обучению и саморазвитию лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Этапы профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья

Профессиональная ориентация: предполагает развитие профессиональных потребностей, способствующих осознанию профессионального выбора, профессионального самоопределения.

Профессиональная подготовка: вооружение знаниями и умениями, способствующими пониманию значимости и смысла профессиональной деятельности, овладению конкретной профессией.

Трудоустройство: предполагает подбор для выпускников с ОВЗ подходящей работы как на строительных объектах социальных партнеров, так и в ремонтно-строительных организациях Москвы.

Профессионально-производственная адаптация: развитие адаптационных механизмов, позволяющих выпускникам закрепиться на конкретном рабочем месте.

В техникуме уделяется большое внимание профориентационной работе. Мы тесно сотрудничаем со специальными коррекционными школами:

1) посещаем родительские собрания;

2) беседуем с учащимися школ на классных часах;

3) приглашаем учащихся совместно с родителями на дни открытых дверей; знакомим с техникумом, с учебно-производственными мастерскими;

4) проводим мастер-классы профессиональной направленности непосредственно в школах и в здании техникума.

Очень важным аспектом в профориентационной деятельности является допрофессиональная подготовка учащихся с ограниченными возможностями здоровья. У нас имеется большой опыт работы в этом направлении. И, как правило, 90% посещающих УПК ребят впоследствии становятся обучающимися нашего техникума.

В техникуме активно формируется безбарьерная среда для обеспечения постоянного общения лиц с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися детьми.

Профессиональная подготовка включает в себя два этапа (обучение в учебных мастерских и обучение на строительных объектах), каждый из которых имеет свои особенности.

Профессиональную подготовку ведут квалифицированные специалисты  мастера производственного обучения и преподаватели высшей категории, способные модифицировать имеющиеся подходы к обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья применительно к конкретной ситуации и индивидуальным особенностям.

Для организации образовательного процесса учебной практики лиц с ограниченными возможностями здоровья разработан учебно-методический комплекс: рабочие программы учебной и производственной практики; комплекты инструкционных карт, карточек-заданий, рабочих тетрадей; средства обучения для познавательной деятельности обучающихся и т.д.

В процессе обучения в учебно-производственных мастерских техникума обучающиеся овладевают первоначальными умениями и навыками.

После успешного прохождения обучающимися учебной практики (как правило, в начале марта второго года обучения) у них начинается производственная практика, которая проводится на строительных объектах социальных партнеров с последующим трудоустройством. Наши социальные партнеры – Компания «Мортон», ООО «Флэт и КО», ЗАО «СУ-155», ООО «Мосстройреконструкция»; «Спецстрой России»; «СтройСпецМонтаж».

Помимо используемых традиционных методов и приемов обучения в техникуме в порядке эксперимента с 2013 года профессиональная подготовка лиц с ОВЗ по профессии «Штукатур» ведется с внедрением элементов дуальной системы. Мастера п/о Г.А. Захарова и Р.И. Захарова организуют и проводят не только производственную, но и учебную практику в реальных производственных условиях (на одном из строительных объектов ООО «Флэт и КО» и др.). Заработная плата практикантов – 600 руб. в день, также они получают премию за качественное выполнение работ, им начисляются отпускные в период летних каникул. Практиканты обеспечиваются летней и зимней спецодеждой, средствами защиты, хорошими санитарно-бытовыми условиями.

При выполнении проверочных работ ребята показали очень высокие результаты. Группа в полном составе планирует пополнить (после окончания техникума) ряды квалифицированных рабочих ООО «Флэт и КО».

Но бывают ситуации и другого плана, когда большая часть ребят в группе являются инвалидами или имеют серьезные отклонения в развитии, когда нет возможности с первых дней учебной практики в комплексе осуществлять все составляющие части деятельности  ориентировочную, исполнительную и контрольно-корректировочную.

В таких случаях первоначальные умения и навыки мы начинаем формировать на малых формах (заготовках) и только потом – на стенах тренажерных кабин. При таком подходе ребята не только осваивают приемы работ по всем темам программы, но и знакомятся с различными декоративными техниками. Приобретение навыков в работе с декоративными техниками является большим плюсом для будущей профессионально-трудовой деятельности выпускников.

В течение пяти лет на базе нашего техникума проводились городские конкурсы профессионального мастерства «Московские мастера» среди обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья по профессиям маляр и столяр.

Основной целью конкурсов является формирование у обучающихся мотивации к производственным умениям и навыкам, поощрение лучших обучающихся, развитие у них самостоятельности в работе и чувства ответственности.

Городские конкурсы профессионального мастерства способствуют:

• повышению престижа и квалификации труда работников строительных профессий;

• формированию позитивного общественного мнения к детям с ограниченными возможностями здоровья;

• устранению барьеров на пути к участию в жизни общества, раскрытию потенциала лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В рамках обмена опытом важно проведение мастер-классов на городских и региональных мероприятиях с участием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Занятия учащихся коррекционных школ в мастер-классах содействуют их профессиональному самоопределению.

В современных условиях развития образования педагог должен не только преподать знания обучающимся, но и вовлечь их в стихию творчества, а этому способствуют занятия в объединениях дополнительного образования.

Ребята с огромным желанием посещают кружок декоративной отделки поверхностей в различных техниках.

Профессиональная подготовка и декоративно-прикладное искусство в комплексе решают широкий круг задач  познавательных, обучающих, воспитательных, способствуют самореализации и самовыражению наших воспитанников, а педагоги получают возможность творчески подойти к образовательному процессу.

Умения и навыки, полученные на занятиях в объединениях, крайне важны для будущей профессионально-трудовой деятельности выпускников.

Обучающиеся объединения дополнительного образования из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья в 2013–2014 учебном году приняли активное участие в подготовке и проведении мастер-классов:

• «Изготовление декоративных скворечников» (ВВЦ, павильон №75 «МосЭкспо»), в программе мероприятий дней профессионального образования Москвы–2013;

• «Декоративная отделка рождественских сувениров» в рамках проведения международного фестиваля «Путешествие в Рождество» (ярмарка, Чистопрудный бульвар);

• «Декорирование новогодних игрушек» в период проведения II открытого Фестиваля муниципального округа Зябликово «Звезды нового века»;

• «Строительные материалы в декоре дома» для участников и гостей Строительного техникума №30 в период проведения городских конкурсов профессионального мастерства «Московские мастера–2014»;

• «Декорирование заготовок под часы в техниках декупаж-кракелюр» в рамках дней профориентации (Центральная библиотека № 148 имени К.М. Симонова) и других.

Результатом профессионального обучения является формирование у лиц с ограниченными возможностями здоровья не только профессиональных навыков, но и активной жизненной позиции, повышение личностной самооценки. Это подводит их к индивидуальному выбору сферы деятельности, приемлемых форм трудовой реализации как естественной социальной миссии любого человека. Только из таких мотивированных к полноценной жизни людей получатся настоящие рабочие кадры, которым будут рады работодатели.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.