Завалишина Л.А. Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по МДК «Выполнение художественно-конструкторских проектов в материале (или в макете)» специальности «Дизайн»

72
 Завалишина Людмила Алексеевна,
преподаватель спец дисциплин,
ГБПОУ г. Москвы «Московский многопрофильный техникум им. Л.Б. Красина»,
 

В результате освоения ПМ «Техническое исполнение художественно-конструкторских (дизайнерских) проектов в материале» МДК «Выполнение художественно-конструкторских проектов в материале (или в макете)» обучающийся должен овладеть следующими профессиональными компетенциями (ПК) и общими (ОК) компетенциями: применять материалы с учетом их формообразующих свойств; выполнять эталонные образцы объекта дизайна или его отдельные элементы в макете, материале; разрабатывать конструкцию изделия с учетом технологии изготовления, выполнять технические чертежи; разрабатывать технологическую карту изготовления изделия; понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями; брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий; самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

При выполнении внеаудиторных самостоятельных работ студент должен:

− знать:

• этапы выполнения работ художественно-конструкторских (дизайнерских) проектов в материале (или в макете);

• специфику художественно-конструкторских (дизайнерских) проектов (или в макете) полиграфической продукции;

• методы творчества в художественном проектировании;

• принципы выполнения макета художественно-конструкторских (дизайнерских) проектов (или в макетах) в рамках графических программ;

• технические аспекты художественно-конструкторских (дизайнерских) проектов (или макетов) в рамках единичного продукта (массового производства);

• этапы проектирования в различных художественных системах.

− уметь:

• анализировать и расставлять приоритеты в поставленной задаче и работать в рамках ограниченного времени;

• осуществлять художественно-конструкторские (дизайнерские) проекты в материале (или в макете);

• использовать графические программы в художественно-конструкторских (дизайнерских) проектах (или в макетах) при создании виртуального образа;

• осуществлять обработку графических объектов при сборе и обобщении требуемых данных при художественно-конструкторском (дизайнерском) проектировании (или в макетировании);

• выполнять проектирование в различных художественных системах;

• принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

• самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

• использовать знания, полученные при изучении дисциплины в своей профессиональной деятельности.

МДК «Выполнение художественно−конструкторских проектов в материале (или в макете)» является практическим курсом обучения.

При составлении самостоятельных работ учитывался фактор вариативности, т.к. в зависимости от подготовленности группы, задания могли даваться отдельными блоками или взаимосвязанным поэтапным выполнением большого задания.

Методические рекомендации

Самостоятельная работа № 1. Систематическая проработка учебной литературы, специальных журналов, учебных пособий.

Содержание: Изучение и сравнительный анализ принципов проектирования различных объектов промышленного производства. Планирование творческого процесса в зависимости заказчика и потребителя.

Задание:

• подобрать различные аналоги, с учетом различных отраслей;

• выявить взаимосвязь между потребностью заказчика и графической обоснованностью предлагаемого продукта.

Учебная цель:

• уметь подбирать аналоги;

• проводить связи между графическим оформлением и предлагаемым товаром потребителю;

• изучить историческое формирование различных графических образов и форм.

Оснащение:

• компьютер с подключением к интернет ресурсам;

• электронные носители информации (CD, DVD энциклопедии и справочники);

• книги, журналы и др. периодические издания;

• сканер;

• принтер цветной, принтер ч/б;

• ксерокс;

• цифровой фотоаппарат.

Алгоритм выполнения самостоятельной работы:

• подборка аналогов по заданной теме с помощью различных средств и техники;

• создание графического виртуального (или на А3 в материале) коллажа.

Форма отчетности: Подбор аналогов и их представление в виде коллажа (в виртуальном или в материале) по заданной теме.

Самостоятельная работа № 2. Подготовка к практическим занятиям.

Содержание: Изучение и подбор материала для формирования пояснительной записки о способах, видах проектирования в рамках темы. Планирование творческого процесса в зависимости заказчика и потребителя (стандартных технических требований на производстве).

Задание:

• подобрать различные аналоги, с учетом различных отраслей;

• выявить взаимосвязь между потребностью заказчика и графической обоснованностью предлагаемого продукта;

• подготовить примерный план работы над темой.

Учебная цель:

• проводить связи между графическим оформлением и предлагаемым товаром потребителю;

• изучить историческое формирование различных графических образов и форм;

• разрабатывать конструкцию изделия с учетом технологии изготовления, выполнять технические чертежи;

• разрабатывать технологическую карту изготовления изделия;

• понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

• организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

• принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

• использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Оснащение:

• компьютер с подключением к интернет ресурсам;

• электронные носители информации (CD, DVD энциклопедии и справочники);

• книги, журналы и др. периодические издания;

• сканер;

• принтер цветной, принтер ч/б;

• ксерокс;

• цифровой фотоаппарат.

Алгоритм выполнения самостоятельной работы:

• подборка аналогов по заданной теме с помощью различных средств и техники;

• разработка собственной идеи, концепции, определение ее значимости и общий план выполнения.

Форма отчетности: Письменный отчет о проделанной работе в виде пояснительной записки (части пояснительной записки) по заданной теме.

Самостоятельная работа № 3. Систематическая проработка учебной литературы, специальных журналов, учебных пособий.

Содержание: Изучение и сравнительный анализ принципов проектирования различных объектов промышленного производства и их видоизменение со временем. Планирование

творческого процесса в зависимости заказчика и потребителя.

Задание:

• подобрать материал о зарождении и историческом формировании объектов в рамках темы;

• выявить взаимосвязь между потребностью заказчика и графической обоснованностью предлагаемого продукта;

• составление отчета в хронологическом порядке.

Учебная цель:

• разрабатывать конструкцию изделия с учетом технологии изготовления, выполнять технические чертежи;

• разрабатывать технологическую карту изготовления изделия; понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

• организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

• принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

• осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

• использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

• самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Оснащение:

• компьютер с подключением к интернет ресурсам;

• электронные носители информации (CD, DVD энциклопедии и справочники);

• книги, журналы и др. периодические издания;

• сканер;

• принтер цветной, принтер ч/б;

• ксерокс;

• цифровой фотоаппарат.

Алгоритм выполнения самостоятельной работы:

• подборка первоисточников по изучаемой теме;

• составление отчета в хронологическом порядке в рамках исследуемой темы;

Форма отчетности: Письменный отчет о проделанной работе в виде пояснительной записки (части пояснительной записки) по заданной теме.

Самостоятельная работа № 4. Посещение выставок, музеев.

Содержание: Посещение различных отраслевых выставок, экспозиций в музеях и т.д. Обзор и изучение рынка современных тенденций и возможностей, востребованности полиграфического производства обществом. Возможное знакомство с потенциальным работодателем и его требования к соискателю.

Задание:

• посетить отраслевые выставки, экспозиции в музеях и т.д.;

• изучить современный рынок возможностей, предложений полиграфической отрасли;

• выявить взаимосвязь между потребностью заказчика и графической обоснованностью предлагаемого продукта;

• составление фотоотчета.

Учебная цель:

• понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

• выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

• принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

• расширить свой кругозор;

• использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

• самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития;

• заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Оснащение:

• цифровой фотоаппарат;

• телефоны различных моделей со встроенными фотоаппаратами;

• планшетник со встроенным фотоаппаратом.

Алгоритм выполнения самостоятельной работы:

• посещение различных отраслевых выставок, экспозиций в музеях и т.д.;

• составление фотоотчета об отраслевой выставке, экспозиции в музее и т.д.;

• предоставление билета о посещении отраслевой выставки, экспозиции в музее и т.д.;

Форма отчетности: Фотоотчет (презентация) и предоставление билета о посещении отраслевой выставки, экспозиции в музее и т.д.

Самостоятельная работа № 5. Разработка эскизов.

Содержание: Отрисока эскизов в рамках темы, возможна на бумаге и дальнейшая оцифровка через сканер, фотоаппарат, возможна в графических программах при помощи мыши или графического планшета. Поиск композиции, пластики, цветофактуры, размеров (масштаба).

Задание:

• выполнить эскизы на бумаге в рамках заданной темы;

• отработать композиционное решение;

• отработать пластическое решение;

• отработать цветофактурное решение;

• отработать масштабность элементов в рамках заданного по теме формата печатной продукции;

Учебная цель:

• использовать в работе междисциплинарные знания, применять их в конкретной поставленной задаче;

• применить в работе полученные практические профессиональные знания;

• использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

• самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития;

• заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

• выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

• принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Оснащение:

• компьютер с подключением к интернет ресурсам;

• электронные носители информации (CD, DVD энциклопедии и справочники);

• книги, журналы и др. периодические издания;

• сканер;

• принтер цветной, принтер ч/б;

• ксерокс;

• цифровой фотоаппарат;

• телефон с фотоаппаратом;

• планшетник с фотоаппаратом;

• графический планшет.

Алгоритм выполнения самостоятельной работы:

• выполнение эскизов по заданной теме;

• выполнить предварительные настройки графической программы, электронный вариант (макет) выполнять с учетом требований полиграфического производства;

• отработка удачного варианта эскиза с позиции компоновки, пластики, цветофактуры, размеров (масштаба) с учетом заданного формата.

Форма отчетности: Просмотр электронного макета объекта с учетом полиграфических требований.

Самостоятельная работа №6. Изучение видеоматериалов.

Содержание: Обзор различных по принципу подачи видеоматериалов по заданной теме. Определение основных принципов подачи материала, последовательности, нестандартные решения, общее подведение итогов и возможные вариации подведения к нему зрителя.

Задание:

• изучить эстетику подачи материала;

• проанализировать этапы подачи материала;

• изучить способы подачи материала;

Учебная цель:

• использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

• использовать в работе междисциплинарные знания, применять их в конкретной поставленной задаче;

• применить в работе полученные практические профессиональные знания;

• самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития;

• выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

• принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Оснащение:

• компьютер с подключением к интернет ресурсам;

• электронные носители информации (CD, DVD энциклопедии и справочники);

• книги, журналы и др. периодические издания;

• сканер;

• принтер цветной, принтер ч/б;

• ксерокс;

• цифровой фотоаппарат;

• телефон с фотоаппаратом;

• планшетник с фотоаппаратом;

• графический планшет.

Алгоритм выполнения самостоятельной работы:

• просмотр видеоматериалов по теме;

• анализ и организация выполнения своей презентации с учетом основных принципов подачи видеоматериалов;

• выполнение собственной презентации по теме.

Форма отчетности: Представление презентации по теме.

Список литературы:

1. Баучкин А. Дизайнер – верстальщик: самоучитель. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006.
2. Броуди Д. (пер. с англ. А.В. Королькова). Компьютерные шрифты и управление ими. М.: Репро ЦЕНТР, 2005.
3. Домасев М.В. Цвет, управление цветом, цветовые расчеты и измерения. СПб.: Питер, 2009.
4. Дорощенко М.А. Компьютерная графика: курс лекций. МИПК, 2008.
5. Дэвид Дэбнер (пер. с англ. В.Е. Бельченко). Школа графического дизайна. М.: РИПОЛ классик, 2009.
6. Калинкина Д.Д. Живопись с основами цветоведения: курс лекций. М.: МИПК, 2008.
7. Руководство по фирменному стилю. [Электронный ресурс]. URL: http://www.connectdesign.ru/firm_style/samples/sinef_brand_book.pdf (дата обращения: 22.12.2014).
8. Учебники и методические пособия. [Электронный ресурс]. URL: http://uchebnik.kz/reklamovedenie/73-formirovanie-firmennogo-stilya-i-imidzha-firmy (дата обращения: 22.12.2014).
9. Рекламная деятельность. [Электронный ресурс]. URL: http://bugabooks.com/book/162-reklamnaya-deyatelnost/68-131-ponyatie-firmennogo-stilya-ego-sostavnye-yelementy.html (дата обращения: 22.12.2014).
 
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.