Завалишина Л.А. Основные этапы выполнения курсовой работы по МДК «Разработка художественно-конструкторских (дизайнерских) проектов промышленной продукции, предметно-пространственных комплексов»

59
 Завалишина Людмила Алексеевна,
преподаватель спец. дисциплин
ГБПОУ г. Москвы «Московский многопрофильный техникум им. Л.Б. Красина»,
zavalishina@pk56.ru

 

Информационные технологии играют ведущую значимость при обучении студентов по специальности «Дизайн»: в каждом студенте должен быть найдет и развит не только технический навык, но и творческий потенциал. Каждый обучающийся является личностью со своими взглядами на процесс обучения, и задачей преподавателя является найти подход, отклик на взаимодействие и вывод его на необходимый этап заинтересованности. Каждая спец. дисциплина имеет свою логическую последовательность: ознакомление со спец. дисциплиной и ее значимостью в профессиональной деятельности, выполнение теоретических заданий и их практическая реализация, подведение итогов и получение соответствующих результатов (общих и индивидуальных). Именно индивидуальные достижения являются потенциалом и стимулом развития творческого начала в студенте.

Особенно ярко прослеживается развитие студентов после первого семестра обучения спец. дисциплинам: видя наглядные примеры выполненных работ сокурсников, они начинают принимать участие в различных конкурсах, выставках и мастер классах.

Работая с практикоориентированным междисциплинарным комплексом (МДК) «Дизайн – проектирование, композиция, макетирование, современные концепции в искусстве», следует отметить его как основной, базовый этап обучения студентов по профессии, а точнее начальным фундаментальным этапом развития креативности мышления при решении нестандартных практических задач. Именно на этом этапе обучающийся знакомится с основным принципам композиции, формообразования и проектирования. Задания имеют четкую структурированность и направленность, что помогает обучающимся иметь четкое представление о конечном результате, помогает четкой продуктивной и организованной работе. При обучении данному МДК ключевую роль должны играть междисциплинарные связи, которые должны быть выделены в процессе обучения для того, чтобы обучающийся понимал основную суть и внутренние взаимосвязи, дающие большее понимание значимости этапов обучения и разносторонности образовательного процесса.

Следует отметить основные междисциплинарные связи:

– отрисовка ручной графикой (ручная графика), которая в дальнейшем помогает при работе (отрисовке) на графическом планшете в графических программах;

– работа с компоновкой цветовых решений, которая помогает при выполнении целенаправленных заданий, связанных на восприятие цвета;

– верстка текста, которая ложится в основу ведения проектирования и прохождения учебной и производственной практики на предприятии;

– выполнение бумажных и электронных макетов печатной продукции, которые являются непосредственным навыком при прохождении преддипломной практики, выполнения дипломной работы и при работе с заказчиками на производстве.

Такие связи дают формирование следующих личностных навыков студентов:

– заинтересованность в процессе обучения и более глубоком анализе полученного результата, путем изучения, апробации знаний, полученных с использованием ИКТ технологий; 

– стремление к самоанализу и самостоятельным выводам, подведению выполняемых заданий к логическому завершению;

– заинтересованная работа в коллективе (группа из нескольких человек), где каждый отвечает за определенный этап работы и идет совместная поддержка друг друга и целого проекта в целом и возможность его реализации;

– формируется адекватная оценка и критика к текущей и итоговой работе.

Достижениями такой работы являются итоги выполненных практических работ в виде различных графических изображений, бумажных и электронных макетов.

Одним из ключевых этапов обучения является выполнение курсовой работы, целью которой является структурирование знаний, умений, навыков и в обязательном порядке – практическое применение выполненной работы.

Выполнение курсовой работы является этапом проведение предварительного проектного анализа для разработки дизайн-проекта, а также процессом дизайнерского проектирования с учетом современных тенденций в области дизайна.

Целями крусовой работы являются: структуризация, адаптация знаний, умений и навыков обучающихся при выполнении конкретной задачи, ее требований и временных рамок реализации.

Задачи курсовой работы:

– организация учебного процесса – определение темы курсовой работы, ее целей и задач, знакомство с требованиями к выполнению пояснительной части (пояснительной записки), к презентации, к бумажному макету;

– индивидуальная разработка обучающимися концепции в рамках поставленной темы курсовой работы ее реализации в макете;

– организация индивидуальной работы каждого обучающегося – составление плана курсовой работы и ее примерной структуры;

– подбор соответствующей литературы, интернет источников и их рекомендация обучающимся для теоретического и практического анализа, рекомендации обучающимся для самостоятельного поиска и анализа источников информации для выполнения работы и изучения современных тенденций в дизайне и способы их реализации;

– оформление пояснительной записки с учетом заложенных требований (общие требования к оформлению, требования к информативному содержанию материала теоретической и практической частей);

– требования к оформлению презентации – стилевое единство с выполненным макетом, верстка слайдов (выявление междисциплинарных связей);

– выполнение эскизной и макетной части в соответствии с темой курсовой работы;

– создание в макете стилевого единства используемых элементов, частей композиции и других формообразующих составляющих, цвета, фактуры и т.д.;

– выполнение макета к курсовой работе в технике макетирования (поп-ап конструкции или методом прорезки);

– возможность во время учебной практики выполнения макета в графической программе с учетом технических и технологических требований типографии;

– составление технологической карты для печати авторского макета обучающегося.

Пример технологической карты (авторская разработка).

1

Дата и выдача учебного заказа

 

2

Срок готовности

 

3

Исполнитель

Мендыгалиева Даяна Олеговна

4

Название заказа

Открытка с использованием техники макетирования (на День святого Валентина)

    5

Серийность/ритмичность

Имеется (выполнена серия открыток по теме) / имеется (каждый год на праздник)

    6

Основная возрастная группа

18+

    7

Тираж

1000 шт.

    8

Основной способ печати

Офсетная печать

    9

Формат издания (в сложенном виде):

Внутренний разворот

Внешний разворот

А4

390×390 мм.

400×400 мм.

   10

Формат полосы набора

1 (для макетной части внутреннего разворота)

   11

Объем издания в печатных листах

1 лист (внутренний разворот)

   12

Вид макета

Бумажный + эл. макет (выполняется во время учебной практики)

Эл. макет выполняется в графической программе COREL DRAW, т.к. предполагается полотерная резка

   13

Красочность текста

1 цвет, односторонняя печать (1+0)

   14

Высечка/вырубка

Имеется/имеется

   15

Бумага

Внешний разворот:

270 г/

Colorplan (производитель GFSmith, Англия)

Внутренний разворот:

240 г/

Emotion (производитель LakePaper, Германия)

   16

Особые отделочные виды работ

Проволочное скрепление объемно-плоскостных элементов внутреннего разворота

Наложение + клеевое скрепление внутреннего разворота с внешним

   17

Особые дизайнерские авторские условия

Сохранить авторский стиль в цветах и формах

   18

Особые технологические условия

Сборка конструкции с учетом техники поп-ап

 

Выполнением поставленных задач является курсовая работа. Которая по сути состоит из трех основных частей: пояснительной записки, презентации и макета (макетов) полиграфической продукции. Например: бумажный поп-ап макет открытки.

  

Рисунки 1–2. Макет разворота поп-ап открытки (авторская работа студентки 3 курса, гр. 3Д9 Мендыгалиевой Даяны, 2014 г.)

При выполнении курсовой работы, немаловажную роль играет тема. И при выборе темы преподавателю стоит обратить внимание на следующие факторы: подготовленность группы в целом и индивидуальная подготовка, возможность предварительного обсуждение темы, так как одна и та же тема может быть обыграна такими моментами, как сложность конструкции, серия из нескольких элементов, индивидуальная тема которую предлагает студент, озвучивая проблемы которые он видит и для которых он хочет найти достойные решения, основа для будущей дипломной работы или для заказчика на производстве, что опять таки служит индивидуальной заинтересованности.

Развитие творческого мышления достаточно трудоемкий процесс, в основу которого ложатся не только заученные основы, но и процесс саморазвития, самоорганизации и самое главное внутреннего чутья, которое формируется методичным и огромным трудом, приложенным к работе и критическому анализу итогов.

В конце, подводя итоги, хотелось бы сказать о том, что, развивая междисциплинарные связи, у студента формируется общее представление и понимание того, для чего ему нужна каждая дисциплина по отдельности и их взаимосвязь в целом. И курсовая работа как этап обучения играет одну из основных этапов формирования профессиональных навыков, все ключевые моменты, рассматриваемые в ней, являются базовой основой представления обучающихся о таком понятии как проект и работа на предприятии с заказчиком, когда каждый сотрудник, выполняя отдельную часть работы все же работает в команде и над общей задачей. А итогом и результатом выполненной работы могут быть конкурсы, в которых эти работы участвуют, тем самым имеется независимая оценка результативности работы.

Список литературы:

1. Владимиров Н.Н., Щепотин А.Ф. Методическое пособие по выполнению курсовой работы в среднем профессиональном образовании. М.: Профессия, 2001.
2. Голодаева Е.С. Рекомендации по подготовке и оформлению курсовых и дипломных работ. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Дашков и К., 2003.
3. Каган Б., Стефанов С. Словарь полиграфических терминов. Первое издание. М.: РепроЦЕНТР, 2005.
4. Кустов Е. М. Библиографическое описание документа: метод. рекомендации / Ир.ГТУ. Иркутск: НТБ ИрГТУ, 2005.
5. Матвеева Р.В., Трубникова Г.Г., Шифрина Д.А. Основы полиграфического производства. М.: Книга, лтд, 1994.
 
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.