Рубрики
Детское движение и ученическое самоуправление

Социализация личности младшего школьника средствами народной педагогики.

В условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальных традиций.

0
Пузаткин Олег Викторович,
методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ
puzatkinoleg@mail.ru

В условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальных традиций.

Социализация интересна как синтетический междисциплинарный феномен и как значимая составляющая личностно-адаптированного процесса в ее органических взаимосвязях с воспитанием и самовоспитанием личности младшего школьника. Культурная жизнь общества и социализация неотделимы, с помощью культуры человек реализует и закрепляет результаты своего интеллектуального развития, передает их в наследство будущим поколениям для дальнейшего умножения.

Социализация раскрывает в человеке культурное самосознание. Человек обретает способность ощущать себя единым целым в широком духовном пространстве. Развитие личности человека, нравственное, духовное формирование происходит с приобретением им общественно-исторического опыта и усвоением норм социальных и общечеловеческих взаимоотношений.

Этот опыт накоплен человечеством с древних времен и нашел свое отражение в народных традициях, нравственных и моральных произведениях устного народного творчества, в нормах жизни народа, передаваемых из века в век. В традициях отражены исторические сложившиеся нормы, табу, взаимоотношения, обычаи, которые утвердились в социуме.

В народной педагогике Руси, создаваемой веками, раскрываются исторические и природные условия жизни, быта, традиций, взаимоотношений людей. Педагогические ценности опредмечены в многочисленных произведениях народного искусства, обычаях, обрядах, нравах, типичном поведении русских людей, что составляет существо этнопедагогической культуры.

Традиции, семейный уклад жизни воспитывает в подрастающем поколении социально-этические и моральные нормы поведения. Важнейшей задачей школы являются раскрытие и сохранение лучших человеческих качеств подлинно народного, русского характера, таких как: уважение старших, заботливое отношение к детям, больным, слабым, сиротам, обожествление хлеба, земли, трудолюбие, терпение, скромность, гостеприимство и другие.

Одним из актуальных вопросов этнопедагогики является развитие национального образования в многонациональном обществе, так как в России нет ни одного города, ни одного села, где бы ни жили люди разных национальностей.

Говоря о социализации личности школьника на основе средств народной педагогики необходимо выделить компоненты, от которых зависит устойчивость этого процесса: содержание, средства, субъект-объект, цель.

Содержание процесса социализации определяется культурой общества с одной стороны и социальным опытом ребенка с другой. Важно знание и изучение широких пластов культуры общества, народных традиций, содержание социальных идей народной культуры. В тесной взаимосвязи с этим находится уровень их значимости для школьника, члена определенной группы, включенного в конкретную ситуацию.

Средства социализации в самом общем смысле – это элементы окружающей среды, которые проявляют себя на разных уровнях. К средствам социализации личности посредством народной педагогики относится устное народное творчество: пестушки, былины, народно-христианская поэзия, народные песни, малые жанры фольклора; искусство в народном быту, русская народная игрушка, старинные праздники. И, наконец, средством социализации выступают взаимоотношения людей, все их многообразие.

Говоря о младшем школьнике, необходимо отметить, что он является субъектом социализации на первичной, ранней стадии его жизнедеятельности. Ребенок еще ограничен в социальной жизни, но с помощью средств народной педагогики осознает себя как личность, свои связи с людьми, опыт общения, «принимает» социальные ценности, устанавливает подсознательные связи с культурным пространством, этносом, микросоциумом.

Социализация личности младшего школьника требует специальной педагогической поддержки. Начальная школа должна помочь ребенку формировать и использовать свой социальный опыт, воспитывать личность на основе народной культуры, формировать навыки духовного восприятия народного культурного наследия. Только в ходе тесного сотрудничества семьи и школы социализация личности младшего школьника будет осуществляться более полно и полезно для него.

Раскрытие социально-педагогической проблемы через призму системы воспитания требует обращения к народной педагогике, которая и выступает средством социализации подрастающего поколения.

Историческая память народов является важнейшей предпосылкой сохранения самобытности национальной культуры. Возрождение идей народной педагогики, использование прогрессивных традиций и принципов образования и воспитания могут оказать большую помощь в осмыслении и решении проблем воспитания, выдвигаемых современной общественно-политической ситуацией. Народная педагогика может быть вплетена в новое педагогическое мышление, так как содержит множество идей, соответствующих задачам социального становления личности.

В настоящее время все большее внимание уделяется использованию устного народного творчества в обучении и воспитании младших школьников. Фольклорные произведения способствуют активизации процесса обучения. Поэтому предметом нашего исследования является развитие чувств младших школьников средствами фольклора. Научить ребенка говорить – значит научить его мыслить. Таким образом, использование элементов устного народного творчества активизирует мыслительную деятельность учащихся, формирует потребность к самосовершенствованию, самообретению, саморазвитию.

С поступлением в школу развитие эмоций и чувств переходит на новую, более высокую ступень. Целенаправленное обучение и воспитание с 1 класса ведет к тому, что чувства становятся все более и более сознательными, глубокими и управляемыми. Новое положение, которое занимает младший школьник среди детей и в семье, обуславливает целый ряд новых обязанностей и прав, выполнение и использование которых сопровождается различными эмоциональными переживаниями. Поступая в школу, ребенок начинает носить форму, ему покупают портфель, книги, тетради, он должен следить за своим распорядком дня, иначе можно не успеть выполнить домашнее письменное задание, выучить стихотворение. В школе ученик следит за поливкой цветов, старается добросовестно и аккуратно выполнить порученное ему дело – изготовить наглядное пособие, выпустить стенгазету. Дома к ученику начинают относиться как к взрослому члену семьи – ведь он имеет настоящее, важное дело (учение), с которым считаются все. Идя в школу, ученик постоянно думает, все ли домашнее задание он выполнил, не забыл ли чего дома. Эти и масса других забот школьника, обусловленные положением ребенка как ученика, способствуют формированию чувства ответственности, заботы за порученное дело.

Нравственная чистота и притягательность народных идеалов, воплотившихся во многих героях сказок и былин, народная мудрость пословиц и поговорок, увлекательность загадок, веселый юмор в большинстве произведений устного творчества русского народа – всё это открывает путь к сердцу и уму маленького читателя.

Очень важно влияние пословиц на воспитание и развитие у учащихся начальных классов моральных и эстетических чувств. Учителя начальных классов используют этот вид устного народного творчества на уроках чтения, русского языка, природоведения, трудового обучения. Пословица – прекрасное средство для воспитания нравственных чувств у детей, своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения.

Затаив дыхание, слушают дети сказки. С первых слов сказка вводит их в свой неповторимый мир, в котором всё удивляет. Удивительное в поэтическом мире сказок уживается с реальным, и это ещё более усиливает их значимость. В. Даль считал, что сказка очень нужна ребёнку, ибо она укрепляет моральные чувства, будит любознательность, развивает воображение, формирует эстетические чувства.

Младшие школьники работают активно, отвечают охотно, дружно. На занятиях, посвящённых устному народному творчеству, ребята любят загадывать друг другу загадки, играют в скороговорки. На переменах и после уроков учитель разучивает с ними русские народные игры «Горелки», «Каравай», «Лапта», «Садовник» и другие. А как же здесь обойтись без считалки?

Ребята любят веселье, смех, соревнование. Из всего они устраивают игру. Считалка является как бы подготовкой к большой коллективной игре. Но и сама она становится игрой, соревнованием.

Знакомясь с произведениями устного народного творчества на уроках и во внеурочное время, дети параллельно отыскивают, собирают загадки, пословицы, поговорки, которые слышали от родителей, бабушек, дедушек. Ребята рисуют на темы сказок, составляют небольшие книжки-самоделки, посвящённые определённому жанру устного народного творчества.

Произведения устного народного творчества – загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки – воспитывают в человеке высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре.

Устное народное творчество как ценнейший языковой материал широко используется в обучении и воспитании учащихся. Оно как игра, развлечение, но в тоже время через него учащиеся по-другому видят окружающий мир.

Преподавание в младших классах должно строиться так, чтобы оно захватывало не только ум, но и развивало бы чувства ребёнка. Создание на занятиях атмосферы творческого поиска, высокого эмоционального тонуса не самоцель, не дополнение или украшение к урокам, а необходимое условие получения знаний. Пережитые знания становятся убеждениями.

Итак, можно сделать следующие выводы:

1. Чувство – это сложное, постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение человека. Чувства человека отличаются большим разнообразием качеств, свойств и оттенков. Выделяют три вида высших чувств человека: нравственные, интеллектуальные и эстетические.

Среди нравственных чувств, активно формирующихся в младшем школьном возрасте, следует отметить чувство любви к Родине, сочувствие обиженным, чувство восхищения героизмом и мужеством людей, чувство коллективизма, трудолюбия. Интенсивно развиваются в школьном возрасте интеллектуальные чувства, что определяется ежедневной активной познавательной деятельностью. Развитию эстетических чувств у младших школьников способствует осознание красоты произведения искусства, окружающего мира природы и людей.

2. Приобщая детей к нашему русскому эпосу, учитель начальных классов пытается воспитывать у них любовь к Родине – России, к её бессмертному поэту – русскому народу, любовь к прекрасному, а также развить речь, обогатить словарный запас учащихся.

Пословица – прекрасное средство для воспитания нравственных чувств у детей, своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения. Сказка очень нужна ребёнку, потому что она укрепляет моральные чувства, будит любознательность, развивает воображение, формирует эстетические чувства. При работе со сказкой учитель использует выразительное чтение, выборочное чтение, словесное рисование, инсценирование. Все это помогает глубже осознать ребёнку сказочный мир, помочь ему почувствовать его неповторимость. Фольклорная прибаутка предлагает учащимся увидеть смешное в жизни, и научиться это смешное передавать в слове. При этом прибаутка сохраняет серьёзную интонацию, предоставляя возможность слушателю самому разобраться, смешно ему или нет.

3. Фольклорные праздники являются большими и радостными событиями в жизни ребят. На лицах детей можно увидеть удовлетворение и радость от встречи с прекрасным. Происходит подлинное общение детей с искусством своего народа. Всё это формирует у ребят чувство патриотизма, привязанности к родному краю, способствует воспитанию эстетической и этической культуры.

4. Устное народное творчество – загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки воспитывают в человеке высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, учащиеся судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре.

5. Преподавание в младших классах строится так, чтобы оно захватывало не только ум, но и развивало бы чувства ребёнка. Создание на уроке атмосферы творческого поиска, высокого эмоционального тонуса не самоцель, не дополнение или украшение, а необходимое условие получения знаний. Перенятые знания становятся убеждениями.

Список литературы:

  1. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. – М., Педагогика. 1988. 160 с.
  2. Гилязов Д. Традиции народной педагогики в действии. // Воспитание школьников. №6. 2000. С. 8-10.
  3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. СПб.: Акцидент, 1997. 158 с.
  4. Лахин Р.А. Социально-педагогический потенциал народной игры в воспитании детей. / Р. А. Лахин // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. №2. – Ростов–на–Дону, 2009. С. 74-81.
  5. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику: учебное пособие для вузов / Мудрик А.В.; [ред. Д. И. Фельдштейн]; М., 2009. 568 с.
  6. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.