Рубрики
Детское движение и ученическое самоуправление

Ученическое самоуправление как фактор формирования навыков правовой культуры учащихся.

Первые попытки введения ученического самоуправления в нашей стране были предприняты в эпоху Великих реформ в царствование Александра II Освободителя. Проведённая в Российской империи реформа образования не только ввела всесословность обучения, но и существенно расширила автономию университетов и студенчества. Право студентов самим решать некоторые вопросы, связанные с образованием и учёбой, позволило заложить основы гражданского общества и правового государства.

0
Панков Никита Петрович,
кандидат исторических наук
учитель истории ГБОУ Гимназии № 1562 имени А. Боровика
commrad@inbox.ru

Первые попытки введения ученического самоуправления в нашей стране были предприняты в эпоху Великих реформ в царствование Александра II Освободителя. Проведённая в Российской империи реформа образования не только ввела всесословность обучения, но и существенно расширила автономию университетов и студенчества. Право студентов самим решать некоторые вопросы, связанные с образованием и учёбой, позволило заложить основы гражданского общества и правового государства. Вкупе с судебной реформой, проводившейся тогда же, молодые люди, учащиеся Университетов, постепенно втягивались в управление, знакомились с правовыми нормами существующего законодательства и достаточно сильно влияли на процесс обучения[1].

Последовавшая за убийством Александра II политика жестокой цензуры и пресса на некоторое время остановили начавшийся процесс становления правового государства и сильно ударили по молодёжи: автономия университетов была ликвидирована, а студенты превращались в «винтики» системы.

После Февральской и Октябрьской революции 1917 года в области образования начали проводиться эксперименты, в том числе и по вопросам ученического самоуправления. Фактически, самой первой попыткой создания своеобразной атмосферы, где учащиеся сами принимают решения, голосуют за тот или иной вопрос, снимают и назначают ответственных лиц из своего круга – была знаменитая «Республика ШКИД»[2].

На волне революционных преобразований была апробирована система, когда дети могут влиять на процессы, происходящие вокруг них, и затрагивающие их, путем выборности.

Советский период в истории нашего государства отмечен пионерской и комсомольской организацией. В данную эпоху на волне коллективизма воспитывались лучшие качества будущего гражданина своей страны. Дружины и отряды, в которых состояли учащиеся, занимались внутришкольными проблемами, но не имели права влиять на общую школьную атмосферу. О воспитании правовой культуры речь просто не шла.

С началом нового этапа в Отечественной истории, когда детские и юношеские советские организации были попросту разгромлены и прекратили своё существование, в обществе образовался своеобразный вакуум. С одной стороны, Россия начала построение правового государства, но с другой – не были созданы механизмы и элементы правового воспитания, и в первую очередь, воспитания учащихся.

Начиная с 2000-х гг. в РФ были предприняты некоторые попытки заполнения данного вакуума, а с 2013 года было прямо указано, что для воспитания подрастающего человека (ученика) необходимо опираться на всё то лучшее, что было в нашей богатой истории[3].

Исходя из данных посылов Президента и Правительства РФ, в Гимназии №1562 имени А. Боровика ведётся такая работа. В гимназии, с момента создания учреждения, существует и развивается ученическое самоуправление – Парламент, который встроен в систему школьного управления, как один из его элементов.

В чём же состоит работа гимназического Парламента, и как его деятельность может сформировать у учащихся навыки правовой культуры?

  1. Ежегодно в гимназии, в сентябре, проходят выборы руководителя Парламента. На данном этапе учащиеся знакомятся с основами выборного процесса. Активисты классов (в основном старшие ребята) выдвигают свою кандидатуру и проводят в течение недели агитацию (плакаты, встречи с «избирателями», предвыборные обещания и прочее). Проходят дебаты между кандидатами в рамках предвыборной кампании. Здесь учащиеся представляют свои идеи и формулируют программу. Стоит отметить, что именно дискуссия позволяет учащимся грамотно и аргументированно отстаивать свою точку зрения в рамках основ права. Далее осуществляется голосование, в котором могут принять участие все учащиеся. После подведения итогов счетной комиссией оглашаются результаты и кандидат, набравший наибольшее количество голосов, объявляется победителем.
  2. После вступления в должность руководителя Парламента формируется состав Парламента из числа активистов классов.
  3. Два раза в неделю проходят заседания Парламента. Именно здесь учащиеся вырабатывают рекомендации, обсуждают насущные проблемы, формируют циклограмму на ближайший месяц и представляют её администрации. Как и в реальном российском парламенте, Парламент гимназии имеет свои отраслевые комитеты. Так, по предложению Парламента были установлены стоянки для велосипедов, проведено несколько конкурсов и тематических выступлений, приуроченных к знаменательным датам и прочее. Всё выше перечисленное достаточно хорошо помогает учащимся понять механизм работы российского законодательного органа, а также познакомиться с выборной системой.
  4. Парламент вносит свою лепту в организацию досуга учащихся, общегимназического проекта, который проходит ежегодно, заявляет тему проекта, входит в состав жюри вместе с педагогами гимназии.
  5. Члены Парламента следят за дисциплиной в гимназии, фиксируют опоздания и проводят работу с опоздавшими. Стоит отметить, что большую работу члены парламента ведут по разъяснению не только прав, но и обязанностей учащихся. В гимназии существует Кодекс гимназиста, определяющий права и обязанности учащихся.
  6. Активная работа Парламента заключается и во внешнем взаимодействии. Так, 12 декабря 2013 года была проведена видеоконференция «К 20-летию Конституции РФ», на которой члены Парламента задавали вопросы руководителям образования города Москвы и Уполномоченному по правам ребенка в Москве, высказывали свою точку зрения и даже спорили.

Сегодня председатель Парламента состоит в Детском Совете при Уполномоченном по правам ребенка в Москве Е.А. Бунимовиче, члены Парламента выезжают на окружные мероприятия и участвуют в обсуждении насущных вопросов.

Ученический Парламент является лауреатом Городского фестиваля ученического самоуправления.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что именно в таких, пусть иногда игровых формах, учащиеся знакомятся со структурой государственной системы, у них происходит формирование навыков социализации, что, несомненно, поможет ребятам в дальнейшем.

Список литературы:

  1. Белых Г., Пантелеев Л. Республика ШКИД. М.: АСТ, 2008.
  2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию [Электронный ресурс] // Президент России. URL: http://президент.рф/новости/17118#sel=. (Дата обращения: 12.12.2012).
  3. Татищев С.С. Император Александр II. Его жизнь и царствование. М.: ЭКСМО, 2009.
[1] Татищев С.С. Император Александр II. Его жизнь и царствование. М., 2009. С. 353-370.
[2] Белых Г., Пантелеев Л. Республика ШКИД. М., 2008.
[3]Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию [Электронный ресурс] // Президент России. URL: http://президент.рф/новости/17118#sel= (дата обращения: 12.12.2012).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.